top of page

Люк-Оливье Мерсон, "Солдат Марафона" ("Подвиг Фиддипида")


Про битву при Марафоне (490 г.д.н.э.) - первом сражении античной Греции с персидскими завоевателями слышали, наверное, все. Уж про легенду про то, откуда взялось название для соревнований в беге на странную дистанцию в 42 километра 195 метров - точно почти все.


Отделить правду от вымысла непросто - но мы попытаемся.


Стандартная версия такова (по детской "Книге будущих командиров", например). Персы приплывают к греческим берегам на 600 кораблях. Войско персов - примерно 200 тысяч пехотинцев и около 10 тысяч всадников. Греки собирают совместное войско из населения Афин и города-государства Платеи. Под командованием афинянина Мильтиада они выдвигаются навстречу и перекрывают персам проход на Афины. Несколько дней войска стоят друг напротив друга не начиная сражение. Персы стараются связаться со своими лазутчиками в Афинах, узнать, стоит ли овчинка выделки. Мильтиад отправляет гонцов в Спарту, прося их прислать подкрепление. Спартанцы не спешат и тогда Мильтиад убеждает остальных начать самостоятельное сражение, опираясь не на численность войска, а на героизм эллионов. Начинается битва, греки побеждают с минимальными потерями. Персы садятся на корабли и уплывают восвояси. Афины чествуют победителей, и строят могучий флот, чтобы потом сражаться с персами. Погибшим грекам оказывают последние почести, битва входит в историю и так далее.


Перед тем, как разбирать стандарт - нельзя не вспомнить о двух легендах, которые возникли то ли сразу после сражения, то ли сколько-то лет спустя. Тем более они важны, что картина на заставке названа с ошибкой: герою первой приписывается деяние, совершенное героем второй. А как звали героя второй - все и забыли.


Первая легенда говорит, что во время "стояния при Марафоне" Мильтиад отправляет гонца по имени как раз Фиддипид в Спарту, поторопить. По дороге гонец встречает бога Пана, который говорит, что сам все нужное сделает - так как персов тоже не любит; спартанцев можно и не звать. После наступления греков, Пан насылает на персов "панику", войско теряет управляемость и терпит поражение, хотя и было больше.


По второй ( первое известие о ней относится к периоду через пятьсот лет, после Марафона) - уже после того, как противник разбит, греки отправляют в Афины гонца с добрым известием. Гонец (непонятно зачем) пробегает весь путь (те самые 42 километра 195 метров) на максимальной скорости, успевает крикнуть афинянам: "Радуйтесь! Мы победили!" и умирает. По легенде гонца звали Евкл. Если бы все пробежки совершал Фиддипид, то ему нужно было бы пробежать от Марафона до Спарты, обратно к войску, а потом еще до Афин. 500 километров с лишним - даже без нагрузки малореально.

Между прочим, кроме всем известного марафона существует и спартатлон, пробег как раз от Афин до Спарты в 246 километров. Правда, в нем принимают участие уж совсем фанатичные энтузиасты. Но он есть.

То, что картина написана с привлечением ошибочного мнения - на не должно удивлять. Во-первых, автор не историк, а художник; его задача не исследовать, а прославлять героя. Во-вторых, смысл тут вообще не в именах.


Теперь подробней.


Во-первых, это для афинян нашествие персов было захватническим нападением. Персы же считали, что Эллада и все её города-государства - не более, чем их вассалы. И их неподчинение - это бунт, а не отстаивание суверенитета. И юридические основания для этого, заметим, у них были неоспоримые. За сто лет до тех событий, афиняне сначала установили у себя демократию, а потом, когда им не понравилось - изгнали своих же избранных вождей. Эти вожди отправились в Спарту, просить помощи. Новое афинское руководство, чтобы избежать конфронтации с могущественным противником решили найти союзников на стороне. Послы отправились и к персам. Те согласились помочь - но потребовали "землю и воду". В смысле - признать персов своими сюзеренами. И официальные представители Афин согласились. То, что персы не представляли себе, насколько все сложно организовано в системе независимых городов-государств (полисов) и считали, что раз Афиняне так сказали, теперь все под персами - ничего странного.

Более того, идея воевать с персами отнюдь не у всех находила понимание и принятие. Непосредственно перед Марафонской битвой персы отправили свои посольства по всем полисам, чтобы подтвердить право "земли и воды". И все - согласились. Кроме Афин, Спарты (царь Леонид, сбрасывающий послов в колодец - это отсюда, да) и маленьких Платей. Так что, персы не шли в завоевательный поход - у них была цель наказать мятежников. И даже в Афинах существовала мощная партия сторонников мира и дружбы с державой Ахеменидов.

Во-вторых, идея Мильтиада с неожиданным нападением, похоже, имеет объяснение... скажем так, мало относящееся к вере в героизм его воинов. Когда персы стоят перед афинским войском, перегородившим им дорогу - к ним уже спешат лазутчики, а со стен Афин передают кодированные сигналы, с помощью зеркальных щитов. И суть сообщений такова: нормальные герои всегда идут в обход. Нет нужды стоять или биться. Проще сесть обратно на корабли и подплыть поближе к Афинам. Город беззащитен, "все ушли на фронт". Что персидские военачальники и решают сделать.


Мильтиад это, конечно видит. Видит он и то, что в первую очередь, на корабли грузят кавалерию - а её у греков не было вообще, они воевали исключительно пешими, максимум - на колесницах. При таком раскладе спартанское подкрепление и не нужно: ударить в тыл отплывающим врагам - и своих сил хватит. Известная по учебникам истории цифра в 195 погибших греков и 6 с лишним тысяч погибших персов при лобовом столкновении армий (в одной из которых 200 тысяч человек, про вторую у нас данных нет) - нереальна. А вот для уничтожения отступающего врага (с неизбежной, конечно, паникой - только Пан тут вообще был не нужен) вполне себе правдоподобна.


Потом, конечно, греки демонстрируют чудеса если не храбрости, но выносливости. Маршем, не снимая нагрузки они перемещаются к тому месту, где персы планируют новую высадку. И те, оказавшись на берегу, видят перед собой не незащищенные Афины - а стройные ряды все той же фаланги. И почитают за лучшее в драку не лезть, а вернуться попозже. Что и сделают через десять лет.

В это время к Афинам подходит спартанское войско. Быстро собранное оно прошло - тоже в частичной выкладке - двести пятьдесят километров за три дня. Но дела спартанцам уже нет, они восхваляют доблесть афинян - и уходят обратно. Через десять лет они встретятся с персами в Фермопилах...


К самой же картине претензий может быть множество - начиная от эстетических, заканчивая историческими неточностями. Но ценность её для нас в том, что она подталкивает к тому, чтобы разобраться: а как все было на самом деле.


Хотя заняться марафонским бегом вряд ли кого, подстегнет, да...

Σχόλια


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page