532 год - восстание "Ника!" в Константинополе.
- Memento mori
- 14 апр. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Если вы считали, что самые суровые болельщики - футбольные фанаты, то вы ошибались. Византийские болельщики на бегах колесниц устроили разборки, вылившиеся в сорок тысяч трупов - это посуровее будет...
Итак, 532 год нашей эры, Константинополь. Правящий император Юстиниан (позже его причислят к лику благоверных) уверен: именно он наследник имперского Рима (Западной Империи) и его долг - добиться значительных успехов в деле построения империи новой. Второго Рима, так сказать. И, надо заметить, ему многое удается: он расширит Восточную Империю до максимальных в её истории размеров; объединит все правовые положения в общий для всех кодекс и упрочит положение христианства (в той версии, которая близка ему).
Заодно, правда, при нем будет разгромлена Платоновская академия в Афинах и случатся первая в истории эпидемия чумы и самое большое восстание в истории Константинополя. Но... лес рубят - щепки летят, знаете ли...
Когда разгоняли греческих философов (проклятых язычников, конечно же) - никто особо не пострадал. Про эпидемию, расскажем в другой раз. А вот у восстания "Ника!" (именно так его правильно писать, с восклицательным знаком - это не просто имя богини победы, но "Побеждай!", выкрик болельщиков на ипподроме) сегодня юбилей: закончилось оно, как раз, 19 января.
Как все уже догадались - все началось с ипподрома. В христианской империи, понятно, бои гладиаторов были запрещены. Но тягу людей (и отнюдь не только простолюдинов) к "посмотреть на кровищу" никто не отменял. Старые цирки теперь стали местом для бегов колесниц. Спорта несложного - но зрелищного. И кровавого.
Правила были просты: сколько-то кругов по стадиону. Кто пришел первый - тот и молодец. Только круги эти представляли собой, скорее, очень сильно вытянутые овалы. Константипольский ипподром был 360 метров в длину, и всего 70 - в ширину. Посередине бегового круга воздвигалась какая-нибудь конструкция. Колесницы неслись прямо-прямо, а потом нужно было резко повернуть, и мчаться уже в обратную сторону. Даже школьного знакомства с курсом физики достаточно, чтобы понимать: вот в момент прохождения поворотного столба у возницы максимально увеличивался шанс вылететь с колесницы. И ладно он бы был на дорожке один - но сзади на него налетали упряжки соперников. А если он еще и летел в стену... в общем, публика ходила на эти мероприятия не только из спортивного азарта.
Да и на прямых участках нередки были подрезания противников. Если стадион был маленький, и в гонках участвовали четыре колесниц зараз - то реже. А вот когда в Circus Maximus в Риме на дорожки выезжали сразу 12 колесниц...
И не забывайте: это греческие воины просто держали поводья в руках. "Водители" колесниц, авриги наматывали их на руки. Соответственно, даже при том, что они таскали с собой кинжалы на крайний случай - при аварии, лошади просто тащили их за собой. Кинжалом проще было зарезаться, чем перерезать постромки...
Хотя и из него тоже. Еще со времен Рима, все зрители делились на четыре больших группы, "фракции". Сейчас мы уже не знаем почему (скорее всего - просто из удобства) они назывались по цветам "синие", "зеленые", "красные" и "белые". Разные императоры поддерживали разные "клубы". Нерон, например, был активным болельщиком "зеленых".
Но перейдя из Рима в Византию "партии ипподрома" стали больше, чем группировками болельщиков. Не сектора стадиона - целые районы города стали считать себя "принадлежащими к определенным цветам.
Они даже получили новое название - почти всегда их называют "димами". "Красные" и "белые" стали малозначимыми, а вот "синие" и "зеленые" ("venetoi" и "prasinoi") стали основными.
Впрочем, это разделение началось еще в Древнем Риме - никто из императоров не хотел ни за красных быть, ни за белых. Лошади у них были хуже. А болельщики красных еще и имели дурную привычку сигать в погребальные костры вслед за погибшими лидерами своих команд.
Но, не только место жительства было важным. Венеты, традиционно были "служивыми людьми" и аристократией. По убеждениям - монархисты и консерваторы, стремящиеся "сохранить старый порядок". Прасины же, в основном, были ремесленниками или торговцами; либералами и self-mad-man. Религиозно они тоже отличались - венеты были истинноверующими православными христианами (ну, старались ими быть), а прасины придерживались монофизитства.
Так, нужно кое-что пояснить, да? В общем, одной из важных проблем раннего христианства был вопрос о природе Иисуса Христа. Был ли он только Богом или еще и человеком по природе своей. Монофизиты считали, что природа Бога настолько крута, что хоть и родился Христос от земной женщины. но Его человеческая составляющая просто растворилась в Божественной "как ложка меда в океане". Православные христиане считали (и считают), что нет - и та, и та в нем существовали "неслиянно и нераздельно". Легче стало? )))
И да, за отличающееся мнение убивали.
Справедливости ради, нужно заметить: все свое правление император Юстиниан пытался хоть как-то примирить тех и других. Сам он был "правильным христианином" - но считал, что благополучие империи важнее, а просто вырезать половину христианского населения не хотелось. Но оппоненты регулярно выказывали неуступчивость, и тогда император злился. А кроме христиан в Византийской империи жили язычники и евреи - на них он злился постоянно. Плюс к тому, Византия унаследовала от Рима не только тягу к мировому господству, но и все болезни позднего периода, включая коррупцию и хроническое безденежье (при больших затратах на содержание церкви и императора).
Все ассоциации с какой-то другой страной и другими имперскими амбициями - оставляю на совести читателей. )))
Думаете, на этом все? Чтобы да - так нет, как говорят в Одессе. Была еще одна проблема: трон Юстиниан унаследовал от собственного дяди, Юстина. А тот его получил...ну, в общем, не вполне легитимно, скажем мягко. Венеты и прасины над трупом предшественника Юстина, императора Анастасия просто никак не могли договориться о выборе - и компромиссной фигурой стал начальник дворцовой стражи. Преданный, верный - но глуповатый...
До конца недолгого своего правления он так и не научился писать. Помощники вырезали ему из дерева трафарет подписи, по которому он водил пером.
Племянники Анастасия, когда-то сами рассчитывавшие занять его место (детей у него не было) - были живы и весьма недовольны.
Ну, и ничего удивительного, что император (поддерживал "синих", но втайне: внешне благоволил всем) был не шибко любим "зелеными". А его политические противники - наоборот. Прибавьте усиливающийся налоговый гнет на промышленников и торговцев (денег-то не хватало вечно) и преследования язычников. Все не могло кончиться спокойно. И не кончилось.
14 января, во время очередных гонок, случилась - вполне обычная для фанатов всех времен - потасовка на стадионе (из-за града камней летевших в "чужие" колесницы со всех сторон). "Синих" оказалось больше (1300 против 900 присутствующих "зеленых") и они наваляли оппонентам. Император же сидел в своей ложе и никак не реагировал. После чего прасины - немногое унаследовала Византия от Древней Греции, но права народа еще живы были в памяти - прямо на стадионе обвинили Юстиниана в предвзятости и неспособности поддерживать порядок. И потребовали, ни много, ни мало, чтобы он отрекся от престола.
Юстиниан приказал схватить зачинщиков потасовки и их казнить. Что и было немедленно исполнено. Поскольку среди них оказались представители обоих лагерей - то тут уже возмутились все. А возмутившись - отправились крушить Константинополь.
Как положено при любой революции - они открыли тюрьмы, выпустили заключенных и сожгли все бумаги про кредиты. А заодно - Святую Софию, которую пришлось возводить с нуля, практически.
Сразу же подсуетились племянники Анастасия и выдвинули нового императора, Гипатия. Чтобы его короновать - все собрались в том же самом цирке (грабить уже надоело) - и тут императорский полководец Нарсес с дворцовой стражей окружил ипподром и устроил резню. Погибло 35 (!) тысяч человек. Если прибавите жертвы восстания в городе - то будет все сорок. Если не сорок пять.
Двух лидеров восстания того самого Гипатия и его брата Помпея казнили прилюдно. И тела выставили на "полюбоваться" чтоб неповадно было.
Comments