20 января - Иван Бражник. Читаем про чудесное обращение воды в пиво
- Memento mori
- 26 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
А заодно узнаем, почему купание в Крещенской проруби - не православный обряд.
Сегодня читаем легенду из сборника Александра Афанасьева "Народные русские легенды" - "Пиво и хлеб".
Почему именно её? Потому что сегодня, 20 января (а по старому стилю - 7) по народному календарю "Иван-бражник". Он же - Зимний Свадебник (был еще Осенний, в октябре). Основной особенностью этого дня было окончательное завершение периода Святок (от христианского Рождества до Крещения).
Имя "Иван" день взял из христианского церковного календаря, в котором 7/20 января - День памяти Иоанна Крестителя. Но - как и во всех остальных случаях - православная составляющая "легла" на уже существовавшие дохристианские верования. Поэтому вместе с обязательным питьем перед началом дня освященной накануне воды сохранились все более ранние обычаи. Начало нынешнего января - это период сразу после зимнего солнцестояния, когда по земле активно бродили жители Иномирья (и многие святочные обычаи, вроде гаданий - оттуда).
Наши предки не считали их однозначно вредными, (хотя Церковь и называла их всех бесами и слугами дьявола) - но и однозначно добрыми тоже.
Но приходило время - и они возвращались назад. Следовало "отдание Святок", завершение сложного периода и возврат к обычным будням. А после того, как солнцеворот был официально связан с праздником Рождества (а, значит - и постом) промежуток между христианскими праздниками начала января и началом Великого поста приобрел дополнительную значимость: это время было достаточным для того, чтобы весь сложный народный свадебный обряд (сватовство - несколько раз, смотрины, обручение и так далее) в него "поместился". Так что, именно с завершением народного святочного цикла и начинали отправлять сватов к желаемым невестам.
А до того...по болгарской поговорке: "на Святки только волки женятся".
Впрочем, со свадьбами (в сказках и легендах) мы столкнемся еще не раз. Пока о другой стороне этого дня - не зря он называется Иван-бражник. Обязательным именно к этому дню было приготовление пива (не просто хмельного, но и ритуального напитка у славян).
В легенде к бедному мужичку накануне 20 января приходит некий старец.
Он помогает ему превратить воду в колодце в пиво, которое к завтрашнему дню варит все село, кроме него: у него нет никаких нужных ингредиентов.
При этом - варят не вскладчину, "братину", как делали на многие другие праздники, а "каждый сам за себя".
Превращение воды в колодце в пиво под действием иномирной, чудесной силы (тут её, понятно, проявляет святой) - отзвук очень древних представлений о волшебных свойствах воды. Их очень много - упомянем лишь о том, что в полночь на "Водокрещи" (народное изменение христианских представлений о Крещении) вся вода обращается в вино и становится магической: ей можно очиститься на весь будущий год.
Традицинное купание в проруби в крещенскую ночь именно отсюда - к православной обрядности этот языческий обряд не имеет отношения.
Как и положено, после того, как праздник прошел - вода в колодце стала опять водой. И опять к бедному мужику приходит "старец".
Именно день Иоанна Крестителя, Ивановден в той же Болгарии был связан с почитанием стариков. Впрочем, более популярный пожилой персонаж народных легенд - святой Никола Чудотворец (Николай Мирликийский) - но про него обычно указывается, что "был он весь седой". Образы христианских святых слились в народном сознании с мудрыми языческими волхвами, которые тоже обычно (вспомните "Песню о Вещем Олеге") представлялись обладающими чудесными силами
Теперь бедный мужик, который в прошлом году не пахал и не сеял, может получить урожай. Несмотря на то, что "на дворе зима трескучая" он должен взять в долг зерна и разбросать его по своей земле (которую нужно "искать по приметам": все снегом занесено).
Богатый (чей основной грех по легенде - "давал деньги и хлеб из процентов" - то есть, поступал противно и христианским, и дохристианским установлениям) пытается повторить действия бедного односельчанина - но, предсказуемо, остается ни с чем.
Итоговая "мораль" ("должно быть я - великий грешник") - еще одно свидетельство того, как в сказке органично сочетались и старые, языческие и новые, православные обычаи и идеи.
Comments