Vanitas - "голландские натюрморты с черепом". Изучаем символику.
- Memento mori
- 1 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Натюрморт (буквально, изображение мертвой природы) начался с нескольких жанров. И vanitas из них, получил, наверное, наибольшую популярность. Список натюрмортов-ванитас - и старинных, и современных, исчисляется тысячами. Даже не слишком большой мастер живописи, мог вполне изобразить ванитас (да фотографию такую сейчас снять - не проблема). Нам бывает сложно понять все содержание каждого такого натюрморта: ну, череп, ну еще что-то там лежит... Но для авторов и их аудитории все было предельно понятно. Общая идея понятна и нам: изображение мертвых вещей подчеркивает нашу неминуемую смерть и бессмысленность всех наших достижений. Мы можем быть с этим не согласны - но для европейца того времени идея всеобщей бренности казалась не только верной, но и полезной: заставляла больше думать о душе.
Само название жанра происходит от библейской мудрости "Все - суета сует" (vanitas vanitatun omnia vanitas"). Стилистически - это натюрморт, с человеческим черепом в центре композиции. Наибольший расцвет "голландские натюрморты с черепом" переживали, как об этом несложно догадаться, в Нидерландах, в XVI - XVII веках. Изначальные варианты были несложны: череп анфас (часто в стенной нише с барельефом над ней) и по центру изображения, может быть еще несколько символов бренности. Часто - поучительная надпись, выражающая основную мысль, которую хотел донести художник.
А вот еще один - на полтора столетия позже написанный, но тоже несложный:
Из основных символов здесь цветок (причем не увядший, а цветущий) - символ жизни и песочные часы - символ Времени. В результате, кроме изображения нам достается сочетание "жизнь-смерть-время", о котором полезно поразмыслить. А учитывая, что символ бренности и ничтожности усилий - между жизнью и временем... размышления становятся еще и интересными.
С конца XVI века живописцы начинают менять каноны на более свободные. Череп уже не помещается в самый центр, а ставится (а потом вообще кладется, иногда даже "вверх ногами") рядом. Даже, если он есть - он уже не изображается фронтально, а отворачивается в сторону. Количество предметов на картине увеличивается.
У Колиера к знакомым нам уже часам, свече и черепу добавлены:
- символы литературных занятий - писчее перо и книга$
- жемчужное украшение - символ женской тяги к украшательству себя и греха тщеславия;
- редкий для жанра предмет: чучело птицы. Тоже символ бессмысленности жизни - сохранишься только тушкой потом. Одновременно - позволяет все-таки надеяться на торжество жизни над смертью (птица сидит на черепе)
У Сент-Андре череп так же развернут - но еще и одет в лавровый венок (символ прижизненной славы, бессмысленной за гробом). Из характерных для vanitas символов еще - мыльные пузыри, отсылка к поговорке "человек есть мыльный пузырь" (homo bullia), напоминание о внезапности смерти, которая может "лопнуть" любого.
К уже понятным нам символам тут добавлены
- курительные трубки - символ неуловимости земных наслаждений (как табачного дыма);
- предметы коллекционирования - фляга из тыквы-горлянки и японский кинжал;
- и главное - уроненный стакан (он может быть еще разбитым) - символ хрупкости жизни и греха пьянства
Это опять vanitas Колиера. Надпись гласит: никто не может быть счастлив, пока не умрет. По легенде, именно так ответил афинский мудрец Солон, богатейшему царю Крезу, когда тот похвалялся своим счастьем. Из важных символов здесь:
- флейты, как символ уже музыкального творчества;
- раковина моллюска "наутилус" - бывший дом, когда-то живого существа, теперь лишь напоминание о нем и его жизни (а часто - и напоминания не осталось);
- книги и глобус (иногда вместо него была карта) - символы ничтожности научных занятий;
- механические часы - не более, чем замена песочным, с тем же значением
В какой-то момент, предметов на полотне становится так много (художник хочет сказать и это, и это, и это...), что теряется и гармония изображения, и сам череп. Натюрморт превращается в изображение кучи ненужного уже хлама (впрочем, такое расположение вповалку дополнительно намекает на то, что это все неважно, перед лицом смерти)...
Уже почти все нам знакомо - или мы легко можем догадаться о смысле:
- статуи, короны тюрбаны и даже папская тиара - символы уходящей земной власти, которую не взять в могилу;
- руины - напоминание о людях, которые тоже когда-то здесь жили (как наутилус в своей раковине) - и тоже не думали, что они смертны
Не знаю, обратили ли вы внимание - но на последних двух натюрмортах даже черепа нет! Он уже не нужен, все и так понятно.
В итоге смысл полотен затерялся - и типичные vanitas - наследники традиции danse macabre стали просто изображением вещей. Вплоть до того, что вот такой рисунок, типичный vanitas:
рекомендуется на одном сайте, как "правильный подарок от внука дедушке на день рождения". В смысле, видимо: "помни дедушка о своей бренности и неизбежной будущей смерти. С Днем Рождения!"
Opmerkingen