Анна Гёльди, "последняя ведьма Швейцарии".
- Memento mori
- 1 апр. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Хотя - почему только Швейцарии. Гёльди была последней женщиной, осужденной за ведовство в Европе вообще.
Правда, тут нужно различать: формально осуждение было произведено не за ведовство, а за отравление. Но приговорена она была именно к смертной казни (хотя, за отравление, при котором никто не погиб - а там никто не погиб - смертная казнь по законам кантона не полагалась). Да и обвинена она была именно в ведовстве и сношениях с дьяволом.
Но - по порядку.
Деревенская девушка, родившаяся в одной из швейцарских горных коммун почти не оставила после себя следов. Что неудивительно - ну, кому она была интересна.
В совсем юном возрасте она родила первого ребенка. Ребенок погиб. Сейчас мы уже не выясним, как это произошло - но местный суд признал случившееся детоубийством, Гёльди была приговорена к стоянию о позорного столба и шести годам домашнего ареста. Наказание может показаться нам чрезмерно мягким - но есть два "но". Во-первых, вольное или невольное убийство новорожденных, которых было нечем кормить (а в случае Анны - еще и родившегося вне брака) было делом вполне обычным. Их часто просто относили в лес или выставляли на мороз.
Для тех, кто сразу готов порассуждать на тему "гнилых европейских нравов", напоминаем: так было везде. Просто иногда освобождались от детских ртов, а иногда - от старческих. Еще в начале XIX века в российской вологодской губернии встречались случаи, когда стариков, в преклонном возрасте, сажали на саночки и вывозили зимой в лес, умирать. Скудное пропитание - оно нигде к особой гуманности не подталкивало...
Во-вторых, для сельского жителя, запрет выходить из дома в течении шести лет - это почти гарантированная голодная смерть. Ни на заработки уйти, ни устроиться к более богатому соседу сезонным рабочим.
В общем, когда запрет кончается - Гёльди сразу покидает родной дом и устраивается на одно место горничной за другим. В возрасте сорока шести лет она оседает в доме городского судьи (и одновременно, врача) города Гларус некоего Иоганна Якоба Чуди. Существует версия (популярная у романтично настроенных описателей "охоты на ведьм") о том, что между ними возник роман и судья-врач просто стремился избавиться от неудобной любовницы Но посмотрите на даты (и на портрет) - в этот момент Анне Гёльди сорок шесть лет. Красавицей её назвать нельзя, да и пыльная (в буквальном смысле) работа особой привлекательности ей не добавляла. Так что - если роман и был, то вызван он был, скажем так, искусственно.
В швейцарских деревнях не хуже, чем в любых других, умели готовить приворотные зелья...
Как бы там ни было - в октябре 1781 года вторая дочь работодателя заболевает. Когда её тошнит, в рвотных массах обнаруживают металлические иглы. Врач доносит в магистрат. Сначала судья помогает Гёльди спастись, она покидает город. Но её находят по специально размещенному объявлению в газете (тоже, один из первых случаев такой поимки преступника).
Гельди арестовали и привезли на допрос. После трех подвешиваний на дыбе с утяжелением (обычно использовали специальные гири, но в Гларусе их не нашлось, и привязали просто камень) - она созналась в том, что была ведьмой и заключила договор с дьяволом, который к ней являлся в облике громадной черной собаки.
Гёльди судили (признание было "царицей доказательств" не только с сталинской России). И приговорили к смертной казни. Что вызвало скандал в Европе: мол, уже конец XVIII века, так, на минуточку, что за средневековые замашки? Но швейцарские судьи уничтожили протоколы всех допросов, а в официальном вердикте указали: смертная казнь за отравление. Но дочь Чуди не умерла, так что, если бы судили только за это - смерти бы не было (даже при однозначных уликах).
А нам остается только гадать: это было последнее наказание реальной ведьмы или просто месть судьи.
Кстати, кроме неё был арестован еще и муж старшей дочери судьи, Руди Штайнмюллер, который вполне мог желать смерти Аннымарии, как сопернице за наследство его жены. Он, правда, в колдовстве не признавался. В ночь перед объявленным допросом с пристрастием он повесился у себя в камере...
Comments