top of page

...была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы - ледяная... Вспомнили? Разбираемся о чем сказка.

Обновлено: 10 мая 2019 г.


Сегодня состоится покушение на совсем святое. Совсем простенькая сказочка - с не менее простой моралью: отвечать злом на добро нехорошо. А мы все-таки попробуем найти в ней то, что с первого взгляда незаметно.

И сразу отвечу на вопрос: а причем тут смерть? - как причем? А что, по-вашему, с лисой случилось? Ах, всем же памятна кастрированная версия для детей, где её "...и след простыл" (между прочим, эту адаптацию делал Владимир Даль, а потом уже перепечатывали в хрестоматиях для начальной школы - а Даль-то хорошо знал, чем там на самом деле дело закончилось...) Зато сохранилась неадаптированная версия у Афанасьева где петушок косой (а не сабелькой, между прочим) лису - чик! и стал с зайчиком жить. А все уже привыкли, наверное, что если в поздней сказке "зарубил" - то вначале была вообще расчлененка. Впрочем, тут это и неважно.

Если внимательно читали сказки, то заметили: в большинстве из них очень туманно выведены обстоятельства. Почти никогда невозможно понять, когда и где именно происходит дело; сколько ехал герой в тридевятое царство и т.п. А при анализе мифических корней именно это очень важно: любой миф возникает на стыке двух циклов в жизни человека - его личного и календарного. Личное событие "инициация" происходящая в зимний или летний периоды времени у кочевого пастушьего народа (как библейские евреи) или у оседлых земледельцев (как славяне) - не одно и то же. И мифы, с ней связанные - разные.

Эта сказка - редкое исключение. В ней мы точно знаем, когда именно происходит действие: весной. Причем - очень ранней, ледяная избушка совсем недавно растаяла.

И еще одно замечание: по моему глубокому убеждению, "сказки о животных" - это, никакой не отдельный вид сказок. Это, на самом деле, истории о людях и/или волшебных существах, перенесенные в иное место действия (и тут важно понять: зачем?) с сохранением всех признаков именно человеческих взаимоотношений. Особенно хорошо это видно на другой истории про лису и зайца из "Русских заветных сказок". Истории, мягко говоря, неприличной - но, что важно, демонстрирующей совсем другой тип взаимоотношений тех же персонажей (мягко говоря, заяц совершает с лисой насильственный половой акт в извращенной форме, а не "...идет зайчик и плачет..."), и - что не менее важно - происходящей, видимо, летом. Ну, скажите сами - чем принципиально отличается похищение петушка в другой сказке (это где "...котик-братик выручи меня") и похищение ребенка бабой-ягой или её подручными? Да ничем.

Тогда возникает вопрос - вот в данном случае, это о людях или о волшебных существах? Пример из заветных сказок, вроде бы, как наталкивает на мысль о людях. Лиса с детьми живет в обычной избе и похоже, соответствует представлению об одиноких селянках, имеющих низкую социальную ответственность (хотя, это - только в воображении зайца, возможно). Но нас-то интересует первая сказка, "официальная".


И что интересно - абсолютно тот же самый modus operandi ("способ действий" - вселиться в чужой дом и выгнать хозяина) демонстрирует другая героиня сказки - только северной. И действует в ней не лиса, а персонифицированная Зима. Когда ей приходит время уходить - она прячется в избушку Весны, где та пережидала зиму. И её никак не получается выгнать.

Хорошо, примем, как версию - не заяц и лиса, но Зима и Весна. Для перехода "миф - сказка" - замена логичная. Есть ли что-то, что еще подтверждает эту идею?


Есть и не одно. Во-первых, уважаемые знатоки, ответьте на вопрос: чем именно различаются заяц и лиса? Лиса - хищник, заяц - нет? ОК, а еще? Очень просто - заяц это зверь, который после ухода зимы меняет цвет. А во-вторых, он же - символ вполне весенней сексуальной активности и даже неуемности (эта его черта, потом оказалась в общем восприятии перенесена на кроликов). А вообще-то, "...заюшка, серенький, приходи ко мне спать..." и загадки на тему "кто снует туда-сюда" - явление много более старинное, чем самое начало разведения кроликов на мясо и ценный мех...


Ну, хорошо - но причем тут петух. А именно при том, что только у него и получается выгнать (точнее - убить) лису-зиму. Собаки, медведь и бык пугаются "как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам" (хотя, медведю и быку это вроде как странно) - а вот петух (с косой, кстати - помните, чей это атрибут?) её прогоняет. Комический момент очевиден - большие и сильные не смогли (даже средняя собака все-таки крупнее и сильнее лисы), а маленькая храбрая птица - справилась. Но что, если комизмом ограничивается не все? Тогда стоит присмотреться внимательней к петуху. Ведь, если речь не о "сабельке" (символа "шпор" на лапах), то с косой могла прийти вообще любая птица. Главное - чтобы не очень большая, а то не смешно было бы (в уже упомянутой северной легенде Весне помогает орел или кто-то вроде него). Но у нас тут именно петух.


Смотрим на петуха - и что видим? Эта птица - с очень четкой и двойной символикой. У кельтов и скандинавов от неё осталась только "темная" половинка: петухи - вестники смерти, проводники душ (именно петух даст сигнал душам из Вальгаллы выступать на Рагнарек). У южных, западных и восточных славян (а так же китайцев, индийцев, японцев, жителей Микронезии - имя им легион) петух - птица одновременно солнечная и ночная. Он сопровождает путь солнца и следит за своевременностью всех его движений - и заката, и восхода. Отпугивает мертвых и злых духов - но может и управлять ими по необходимости. Кому, как не ему вестнику смерти (и спутнику солнца одновременно) выгонять "зажившуюся" лису-зиму из захваченного ей домика? И ведь сами подумайте - только у него это и может получиться.

А еще символическая близость петуха к Весне - в эротической символике. Статуэтка из Ватиканского музея. Вместо клюва у человеко-петуха - да, это самое. Надпись на постаменте "Спаситель мира" (это же не оскорбление чувств верующих, правда?))))

В общем, состав героев несколько...эээ...изменяется. И жестокая смерть лисы (подчеркнем: в начале, скорее всего, было именно разрубание на много частей или вообще разрывание, как делали с Масленницей-Марой перед тем, как её сжигать на самом деле - это отголосок совсем уж древнего мифа о творении, через разрывание первичного хаоса) - оказывается оправданной и понятной.


А так-то да - отвечать злом на добро неумно. Только вот сказка - не об этом...


P.S. Так и слышу, как "Вы б еще на "Теремок" замахнулись!" - кричит мне ревнительница адаптаций и охраны детей от информации, которая может причинить им вред...


Kommentarer


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page