top of page

Василий Нестеренко, "С нами Бог". Образ - и правда о том, как все на самом деле было...


Заниматься разбором полотен изображающих не просто образы смерти, а образы смерти героической, нужные для формирования мифов - дело неблагодарное. Те, для кого они - средство поддержания собственной картины мира - закидают тухлыми помидорами. Тот, кому они неинтересны - и читать не будет. Но, в конце концов, нам важнее и интереснее не отображение мифа в искусстве, а реальность, которая за ним стоит. Да и популярность себе не ищем - не политики, чай...


Так что - 1915 год, 6 августа (по тому календарю - 24 июля), крепость Осовец в Польше - "Атака мертвецов",

Сразу оговоримся: атака была. И действительно, продемонстрировала силу духа российских солдат.

А еще - привычное для российской власти (и гражданской, и военной - хотя, разве только российской?) обыкновение полагаться на эту силу духа. Мол, вороти что угодно - народ-богоносец силой духа исправит положение. В конце концов - "С нами Бог".

В этот день от упоминаний о славном подвиге никуда не денешься - любое СМИ или блогер не упустят возможность. А мы чем хуже? Разве что тем, что за образом будем искать его действительную составляющую - и сравнивать с тем, что получилось (и что активно распространяется).


Но сначала - немного истории.


Рассказ о героической обороне крепости Осовец (в советское время практически не упоминавшейся в массовой культуре, "затертой" обороной Брестской крепости, вернее её популярным образом) будет подмочен несколькими прискорбными подробностями.


Во-первых, сама оборона - понятие очень условное. Находившаяся практически на линии германского фронта крепость подвергалась атакам практически с самого начала войны.


Более того, распространенное высказывание про то, что "командование просило крепость продержаться 48 часов, а крепость держалась 180 дней" - это именно об этом. И про артиллерийские бомбардировки крепости в феврале 1915 года, а не про события 6 августа. Такая просьба действительно была - комендант, отправил главнокомандующему донесение: нас обстреливают из крупного калибра, наши орудия, кроме двух - не достают до противника. Ответ: продержитесь еще 48 часов.

Лукав был комендант (и хороший военный) Действительно, к крепости были подвезены и 240 миллиметровые мортиры (и даже 320) и даже "Большие Берты", калибром 450 миллиметров. Правда, 240 (и 320) миллиметров калибра - недостаточно оказалось, чтоб причинить старым казематам какие-либо разрушения, кроме косметических. А из "Больших Берт" минимум две были уничтожены теми самыми двумя морскими дальнобойными новейшими орудиями, которые до немецких позиций все-таки добивали. Да и точность их попаданий была - ниже некуда. Слов нет, 40-сантиметровый снаряд это страшно. И может разнести даже самую крепкую кирпичную стену. Но в эту стену еще надо попасть...

После артиллерийской дуэли немцы... просто прекратили попытки штурма до самого лета - так что, 180 дней получилось продержаться без особых усилий...


Во-вторых, новый штурм 6 августа был определен одним обстоятельством: Осовец мешал немцам захватить станцию Белосток - ключевой пункт в осуществлении... нет, не наступательной операции. Великого Отступления русской армии из "польского мешка". Почти замкнувшегося из-за проблем в снабжении. Не только снарядами для орудий - но даже патронами и шанцевым инструментом (лопатками!). Выкошенная первыми боями Великой Войны русская армия отчаянно нуждалась в пополнениях запасов и личного состава. Но снарядов не изготовили сколько нужно (промышленность смогла избавиться от кризиса только к 1916 году) а личный состав прибывал, в основном из деревень - недисциплинированный, необученный, необмундированный. Даже без винтовок. Военные училища выпускали младших офицеров по ускоренной программе - 35 тысяч в год, но этого оказывалось мало.

Это все очень легко обозвать "пропагандой большевиков" - но вряд ли можно отнести к большевистским пропагандистам Антона Ивановича Деникина. А он тогда воевал уже генералом - и в его воспоминаниях о катастрофе с поставками - много. И о унынии охватившем всех в то время - тоже.

Проблема с пополнением была вызвана разными подходами к мобилизации (и разным населением): немцы старались комплектовать армию из городских рабочих - привыкших к дисциплине и исполнению приказов, вдобавок насыщенных прогерманскими идеями - то российские пополнения комплектовались преимущественно из крестьян - не самых хороших солдат, скажем честно - и практически не обучались. Проблема с боезапасом во многом была вызвана подходами к войне. Многочисленные крепости становились не столько оплотами обороны, сколько "гробницами" для тысяч и тысяч боекомплектов. Русским было тяжело штурмовать немецкие крепости - осадной артиллерии было мало и её тяжело было подвозить. А вот немцы без особых проблем подвозили к русским фортам свою - гарнизон сдавался, враг захватывал то, что было так нужно фронтовым частям...

Кстати, к северу от Осовца, находилась крепость Новогеоргиевск, "ключ к Варшаве". После начала осады она продержалась четыре дня. Гарнизон сдался, комендант перебежал к немцам почти сразу. Противнику достался миллион снарядов и около полутора тысяч пушек.

Плюс к тому вышел казус с той же пропагандой. В 1812 году, когда в Россию вторглись войска Наполеона, массовый приток беженцев с оккупированных территорий вызвал подъем воинского духа: отомстим супостату! Эту модель решили повторить и массово эвакуировали из польских губерний людей (которым и под немцами оказалось бы неплохо, даже евреям - до Гитлера еще много лет). В итоге в основную часть страны переехали миллионы людей, которым требовалось минимальное социальное обеспечение, работа и все такое. А никакого "вторжения супостата" в глазах общества не было - никто на Россию не нападал. Сербам, несомненно, сочувствовали - но упоминание о "войне за Босфор и Дарданеллы" не вызывало патриотического ажиотажа: нафига, собственно?

В общем, вложили дополнительный кирпичик в накапливающуюся базу будущей революции...

Сам по себе план "польского мешка" был вызван очень простым обстоятельством: Германия вообще не рассматривала Россию, как основного и важного противника. Все помнили провал Наполеона, вызванный практически неисчислимыми возможностями русской армии отступать в глубь территории. Удержать русских на рубеже, не пустить в Европу - этим боевые задачи и ограничивались. Это в России войну воспринимали, как "германскую". Немцы же, на тот момент, выбрали вариант окружить польскую группу армий (1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю), уничтожить - и засесть в позиционную войну.

Позже они переменят свой подход, но уже в новых обстоятельствах.

К чести главнокомандующего Русской Армией, Великого князя Николая Николаевича Романова - он решил, что территория менее важна, чем люди. И отдал приказ отступать из Польши. Германские войска стремились не допустить отступления, зажать силы русских в котел и уничтожить их.

Прославленным советским военачальникам времен ВОВ стоило бы поучиться, да...

Этому плану мешал, в том числе, Осовец - оборона ведущей железнодорожной станции, через которую проводилась эвакуация. Было решено действовать наверняка. Раз весенние бомбардировки не сработали - на позиции русских (а Осовец - это не одна крепость, а несколько фортов и траншейные укрепления между ними) решили выпустить газ. В Германии было сильно развито красильное производство - а при нем, в качестве побочного продукта, выделялся хлор. Когда было изобретено, как его можно применять на поле боя - им активно пользовались. При этом, ничего нового в такой тактике не было. К лету 1915 года уже было хорошо известно, что немецкие войска применяют газовые атаки. В тылу было налажено производство специальных масок - и гарнизон был ими снабжен в полной мере.

Немецкая газовая батарея на позициях. Задолго до Осовца.

Так почему на картине (и в жизни) солдаты идут в атаку, обмотав лица тряпками (в реальности их чаще всего смачивали водой или - еще эффективней - мочой)? Неужели и тут снабженцы подкачали? Нет, не подкачали. Дало было в другом. Что их нужно делать - понимали, но вот как именно - понимания еще не было. В итоге, изготовленные руками патриотичных барышень (не разбиравшихся в неорганической химии) повязки уступали даже советским, лепившимся на уроках труда "ватно-марлевым" - и не защищали от газов совсем. Или даже делали хуже, если их пытались пропитывать каким-нибудь "противохлорным веществом".

Справедливости ради, заметим - почти современных противогазов, с резиновыми масками и контейнерами для поглощения хлора у рейхсвера тогда тоже еще не было.

В общем, все поступавшие из тыла "респираторы" разумные командиры просто складировали подальше в подвал.


Газовая атака (и тогда, и сейчас) требует обязательного условия: ветра, направленного не на тебя, а на противника. В случае тяжелого хлора - еще и достаточно сильного. Немцы ждали 13 дней. Ветер подул на русские позиции в 4-00 утра (ох уж эти 4 утра в немецко-российской истории войн) 6 августа. Напротив газовых батарей (не в самой крепости) находилось пять регулярных русских рот (226-го полка) и четыре роты ополчения.

И да, погон крепостной артиллерии, как на картине они не носили. Хотя это - не так важно для образа, наверное...

Перед ними находилось двенадцать батальонов рейхсвера. Плюс - артиллерия (около 40 орудий). Но основную ставку немцы сделали на газ. Войска на позициях по центру и на левом фланге полегли почти полностью (выжило около 40 человек из 12 роты, находившихся сильно левее).


Газ продвинулся почти на 20 километров. И хотя, после 12 его отравляющее действие уже было минимально - отравления получил почти весь гарнизон самой крепости и все войска за её стенами. А вот находившиеся сильно дальше гарнизон Заречного форта и войска около него пострадали меньше всех (хотя тоже были задеты). В том числе - и та 13-я рота, яростную контратаку на немцев, занявших русские траншеи обычно и называют "атакой мертвецов".


Атака была действительно неожиданной. Немцы были уверены - никакие резервы из крепости не подойдут, для этого они провели перед своим наступлением мощную артподготовку. Но из дальнего форта Заречный выдвинулась небольшая группа бойцов - та самая 13-я рота, которая прошла через ядовитый газ (для чего и обмотала себе лица тряпками - они не были смертельно отравлены изначально, но отравились а атаке) - и обратила врага в бегство.


Сложно понять, насколько случившееся - заслуга неожиданности и насколько - итог именно силы духа. Немецкие военные архивы эту тему вообще обошли стороной. В русских информация тоже весьма скупа. Все мемы по поводу "шли, отхаркивая на гимнастерки собственные легкие" (к этому иногда добавляют "крича "Ура!" - что очевидно, одновременно - вряд ли..) - придумка патриотичных журналистов и современных "историков". Но есть факты - немцы были дезорганизованы, почти полностью уничтожены (всего 14 человек пленных из 12 батальонов) и сильно демотивированы. Дополнительно - они ухитрились потерять почти тысячу человек, забредших в собственное отравляющее облако.

А вы думали командиры-идиоты это только в российской армии? Не-а, такие везде есть.

И есть факты, про которые вспоминают редко. Но мне бы хотелось. Во-первых, неизвестный до сих пор пулеметчик, который заметив отравляющее облако отошел от позиции, оттащил пулемет и выпустил во фланг наступающим немецким батальонам почти две ленты. Его смогли убить, когда он вставлял в "максим" третью.


И "вторая атака мертвецов" - реальных почти мертвецов. Поднявшиеся вслед атаке 13-роты остатки 12-й и 14-й. Вот они - реально оказались почти что убитыми вследствие газовой атаки - но про них не вспоминают. Что ж, исправим упущение.

Если о самой картине - к ней можно долго придираться. Никто из реальных героев той битвы (комендант крепости, молодые офицеры - командиры рот) на ней не отображен. Медсестра вверху слева - невозможный персонаж: санитары выходили на поле боя после сражения. И штандарта образца 1900 года с надписью "С нами Бог" быть не могло - у 226-го пехотного полка вообще было другое знамя. Да и оно хранилось в крепости, и в атаки "не ходило".


Но мне кажется, именно эти несообразности и подчеркивают то, как создаются пропагандистские образы. Не ходили сестрички в атаку? Но они же там были? Были. Нужно показать единение всего народа, и мужчин, и женщин против коварного врага? Нужно. Кого ж брать, как не сестричек? Комиссарш-то еще не было... Знамя не то? Да не важно. Могло быть такое знамя? Ну, не у этого полка, у какого-нибудь другого? Не просто могло, но и было? Да отлично! Ведь не просто так победили, а потому что "с нами Бог!".

То, что с немцами Он тоже "был", согласно надписям на их амуниции - не важно. Они ошиблись.

И, в конце концов, самое важное что? Героизм русского народа и величие его духа. А то, что этот героизм - средство прикрыть, например, непрофессионализм вышестоящих... да Бог с ним.


И с нами. Так на знамени написано.


Да и правда, если бы не Он - как бы мы вообще еще существовали.

Но сегодня - не о Нем. А о безвестных героях Осовца. Солдатах той атаки. Неизвестному пулеметчику. Артиллеристах, которые смогли подавить немецкие орудия своим огнем. Обо всех, увековеченных официальной и полуофициальной пропагандой - или забытой ей.

Известных героях, как подпоручик Владимир Котлинский, командир той самой 13 роты.
И неизвестных, как эти солдаты
Или эти - не выжившие.

Comentarios


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page