Василий Худяков, "Стычка с финляндскими контрабандистами". История на картине.
- Memento mori
- 3 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
10 мая 1856 года Павел Третьяков купил первую картину для своей будущей коллекции. Из которой, много лет спустя выросла та самая Третьяковская галерея. И именно эту - "Стычку с финляндскими контрабандистами" Василия Григорьевича Худякова, написанную им в 1853 году.
Иногда говорят, что в один день он купил две картины, еще одна - "Искушение" Николая Шильдера. Но "Искушение" было закончено только в 1857 году, так что... Впрочем, он мог вручить в этот день задаток за одну картину и выкупить вторую.
Контрабанда для крестьян Финляндии (а на момент написания полотна - Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи) была промыслом, так сказать, наследственным. Нынешний Зеленогорск под Санкт-Петербургом, до 1948 года назывался Терийоки. И первое упоминание о нем в истории - это ответ шведского короля Густава Вазы на письмо выборгской городской администрации в 1548 году (тогда все эти земли - территория Швеции, до Петра I и его войн со шведами еще очень далеко) с рекомендацией повесить несколько местных крестьян-контрабандистов. Среди которых некий Анти из Терийок.
Тогда Терийоки - местечко из трех дворов. Но, когда художник работал над картиной - они были ненамного больше: 36 дворов и завод по производству мыла с четырьмя рабочими. С источниками дохода было не густо, так что контрабанда процветала.
Тем более, что входившая официально в состав Российской империи Финляндия (а те места относились именно к ней) обладала таким широким суверенитетом, что даже было непонятно, а не отдельное ли это государство вообще. Свои деньги, свои органы власти (хотя и во главе с присланным из Петербурга генерал-губернатором), собственный государственный язык (не русский, а... шведский, финский тогда был простонародным) и - что особенно важно - таможенная граница, между Финляндским княжеством и остальной территорией империи. А раз есть таможенная граница - то товары, которые закупались на открытом мировом рынке проходили "растаможку" - и, соответственно, росли в цене. А если товары растут в цене (а потом еще и облагаются другими сборами) - то появляются контрабандисты, зарабатывающие на разнице цен.
Для них, самыми удобными товарами были, конечно, чай и кофе, стоившие в остальной России дорого: разница выше( почти в десять-пятнадцать раз), доход больше. Однако, без внимания не оставались и французский коньяк, английская жесть и... соль (единственный тогда, способ хранения пойманной рыбы, например - для северных рыбацких регионов, товар первой необходимости с очень большим расходом).
На момент написания картины промысел стал и более опасным - и более доходным. Между Россией и Турцией началась война, которая в нашем сознании связывается обычно с Крымской кампанией и обороной Севастополя. Однако боевые действия шли и на Балтике. Сразу после начала войны, Англия и Франция, вставшие на сторону турок, выслали в Балтийское море совместную эскадру и заблокировали все побережье России. Поступление всех товаров оказалось прикрыто.Лодки контрабандистов просто расстреливали из корабельных орудий. В 1855 году англичане даже высадили на русский берег десант, взяли штурмом и сожгли пограничную заставу, выпили водки в местной забегаловке и выстрелили один раз из пушки в замок, находящийся недалеко. Но и дополнительная опасность не останавливала тех, кто обеспечивал свою жизнь таким образом - зато дала им предлог поднять цены и заработать еще больше.
Водка, кстати, тут не случайно упомянута - контрабанда шла в обе стороны, так сказать. Жители Российской империи отлично знали все маршруты контрабандистов, и сами плавали вдоль берега отвозя "туда" дешевую водку, и привозя обратно контрабандные товары. Полиция по обе стороны границы отлично знала, всех крупных организаторов контрабандных перевозок - но, при таких доходах, естественно, всем отправлялся "барашек в бумажке". Тем не менее, хоть какую-то деятельность осуществлять полицейские были должны. Поэтому организаторы, по взаимной договоренности, просто сдавали им иногда рядовых исполнителей (похоже на сюжеты современных полицейских сериалов, не правда ли?)
Именно такой момент захвата исполнителей, которые были уверены, что "всё схвачено" - и показан живописцем. Так что, если знать контекст - то перед нами не просто сцена из жизни, а полотно почти оппозиционное...
Если говорить о стиле - то это классический академизм с идеей подражания античному (вернее - возрожденческому) искусству, примененному к жанровой современной сцене. Компоновка в виде треугольника с острым углом на растерянном контрабандисте на берегу (товарищи-то успели отплыть, а ему теперь - в тюрьму, правда - в финскую, не в Сибирь) - настолько обычный для академистов прием, что примеры можно множить бесконечно.
Правда, российскому академизму удалось (почти, Брюллова не берем) избежать того переизбытка пафоса, который позволил остроумным французам описывать свой академизм, как "пожарное искусство" (намекая на сходство слов «pompier» (пожарный), Pompéi (Помпеи) и «pompeux» (помпезный) и на любовь живописцев к изображению героев в "античных" высоких шлемах). Удалось и Худякову - никакого излишнего пафоса на картине нет. Только обреченность контрабандистов - и стремительность налета конных жандармов.
Yorumlar