Ведьма (начало - Вещица/Вештица).
- Memento mori
- 5 апр. 2019 г.
- 4 мин. чтения
Не путайте с "маленькой вещью", в названии ведьмы ударение на первый слог.
Если Упырь в сказках появляется редко, а Медведко прячется за другими именами, то ведьм в них столько, что... много, в общем.
Единственное - они, как правило, называются все одинаково - "ведьмы". А в разных сюжетах и у разных народов ведьмы имели некоторое своеобразие. Так что, их полезно различать.
В общем - одной статьи тут точно мало. Даже афанасьевские "рассказы о ведьмах" (номера 365 - 369 в трехтомнике) надо разбирать не все вместе. А начнем мы вообще, с ведьмы южно-славянской, вещицы (вештицы). И сказку. соответственно, тоже возьмем сербскую - вот эту, например.
К ведьмам в славянской среде вообще отношение было несколько иным, чем в Европе. Дело тут не в какой-то особой духовности славян вообще и русских в частности - тут имеет основное значение разница в 650 лет между установлением христианства, как государственной религии в Римской империи (и начала его распространения по Европе) и аналогичным процессом на Руси.
Что привело к очень простой вещи: в Европе ведьма считалась исключительно, "слугой дьявола" (неверие в ведьм признавалось такой же ересью, как неверие в Бога и Дьявола) - а в России, точно так же унаследовавшей народное представление о связи человека и "чудесных сил" она была просто профессией. Не самой престижной, но...
Сохранилось даже прямое распоряжение в статье Судебника 1589 года (почти шесть столетий с принятия христианства уже прошло, на минуточку):
"…А блядям и видмам бесчестия две деньги против их промыслов..."
То есть, если кто помешает ведьме или проститутке заниматься их делом - то с него взять штраф в "две деньги". Такое "толерантное" отношение было свойственно славянам вообще.
Ну, ладно. Вернемся к обещанной нами вещице (почему именно её для начала выбрали? А просто так. Или вещица попросила...)
Это персонаж историй, как уже было сказано, южно-славянских (вештица - у сербов, вещица - у болгар). Корень тут тот же, что и в русском имени - от "знать" (сравните с "знахарка"), "ведать".
Что же у нас вещица ведает? Ну, например, она в курсе, как её саму остановить. Надо просто произнести все её двенадцать (!) имен. Имена в сербском варианте - Обратница, Писоурини, Марияда, Климения, Спириноса, Аверна, Пастирия, Селевна, Чадоморна, Урида, Добрая (!!), Преобразница. В болгарском - Мора, Вещица, Визуса, Макарила, Сияна, Евгелуса, Наврадулия, Живи Огьн, Пладница, Детодавица, Взема Мляко на Младенците, Дявол Измавник.
Связь вещицы с числом 12, традиционно, связываемом с Богом (в отличие от 13) - любопытна. Особенно, если учесть, что уже о русских ведьмах было зафиксировано поверье: они участся у своих "главных", не где-нибудь, а под Киевом (с которого насаждение христианства на Руси и началось). Причем это поверье было зафиксировано на русском Севере, в Вологодской губернии, которая вообще являлась кладезем старых поверий и обрядов. Достаточно сказать, что именно там, еще в середине XIX века было зафиксировано реальное отправление обряда вывоза "отжившего свое" старика в поле на санях с оставлением умирать. ("Я уже на саночках" в "Поучении" Мономаха - это именно про такой обряд).
Обратите внимание на два имени. Сербская Марияда и болгарское Мора очень точно указывают на то, что такая ведьма была именно что зловредной, более того - по сути персонифицированной смертью. А Чадоморна и Детодавица указывают, так сказать, на "специализацию". Если восточнославянские ведьмы, в основном промышляли преступлениями, так сказать, "экономическими" - портили урожай или отбирали в свою пользу молоко у чужих коров (и за это, а не за "еретичество" их подвергали суду: колдовать - не вопрос, но зла не причиняй), то южные были склонны больше к "сглазу" детей (о чем и в сказке речь) или к их похищению.
"Восточные" ведьмы тоже похищали детей. Но, так сказать, "на развод" - им требовались ученики и ученицы. В отличие от многих лесных жителей они не занимаются подменой ребенка на своего уродца, а просто уносят. Но это - редкость. Хотя и такие предания (но не сказки) есть. В тамбовской области рассказывают, что вещицы подменяют детей прямо в утробе у матери или новорожденных на куски сырой свинины или головешки. А в самарской рассказывают про веники или лягушек, которые потом начинают говорить. Представляете себе, что с вами заговорил веник, который вы только что родили? Приятных сновидений... )))
Да-да, в тамбовской и самарской. Ведьмы-переметчицы, обращающиеся в сорок и действующие аналогично вещицам были известны и у нас (хотя это, скорее всего - заимствование у южных соседей). Самое раннее упоминание о них - в хронике царствования Михаила Федоровича Романова (это уже XVII век): ведьмы, которых должны были сжечь - обернулись сороками и улетели.
Ведьма вообще не считалась однозначно вредной. В той же сказке хозяин, у которого болеют (и должны умереть, в оригинальном варианте - и умирают, но тут - литературная обработка для детей) дети постоянно сам обращается за помощью к "знахаркам и знахарям".
А вот вещица - существо именно что вредное и злое. Она должна была быть обязательно "зачата в недобрый час" (например в канун большого христианского праздника - ага, вот такие в славянской демонологии недобрые часы). При рождении она приобретала маленькие крылья подмышками (!) и небольшой хвостик. В полную силу вещица входила уже после того, как утрачивала способность иметь детей. Она имела все признаки "обычной" ведьмы (могла похитить луну - а армянские солнце), испортить посевы или молоко у коров, наслать порчу, если её разозлить, летать (ведьмы летают не на помеле или ухвате, как Гарри Поттер, но берут их с собой, как символы), оборачиваться различными животными.
Вот тут - очень важный момент: у вещицы есть два облика не свойственных ведьмам в привычном представлении - сорока и белый мотылек (в данной сказке еще более "обычная" черная курица). Одним из способов опознать вещицу было поджигать крылья всем влетающим в дом белым мотылькам и говорить ему "приходи завтра, я дам тебе соли". Зашедшая назавтра соседка с обожженными руками - однозначно маркировалась, как вещица. Что до сорочьего облика (как правило, безхвостой птицы) - вещица именно в нем обычно появлялась перед беременными женщинами, когда похищала их детей.
Еще вещицам свойственен вампиризм и каннибализм. Хотя и "астральный". Она могла выпить кровь из человека на расстоянии. Внезапно умер ребенок? - это "вещицы выпили его сердце". Поедание сердца или выпивание крови обычно совершалось над спящим.
Вещицу можно было (в отличие от обычной ведьмы) очень просто сделать "просто женщиной", не требовалось её убивать или пытать. Достаточно было (по добру или нет) опознать её и уговорить её больше не вредить (что в сказке и происходит, правда, через побои).
Ведьмы - тема необъятная. Так что - продолжим позже...
Comments