"Синяя Борода". Кровавый маньяк и его бедные жены... или нет?
- Memento mori
- 14 апр. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 10 мая 2019 г.
И при чем тут Жиль де Ре?
Чтобы не тратить время, скажем сразу: ни при чем. Хотя версия о том, что сказка - про него, но даже в обвинениях (мягко говоря, ложных), ничего про убийство жен не говорилось. Про похищенных мальчиков, педофилию и жертвы Дьяволу - было. Но даже судьи не могли отрицать, что маршал Франции был женат весьма счастливо и всего единожды. Да и борода у него была рыжая. Если уж сильно хочется найти прототип - то бретонский (сказка-то именно бретонская) легендарный правитель Проклятый Кономор, убивавший - в легенде - своих жен, как только они беременели уж точно подходит лучше. Правда, с синей бородой у него тоже были проблемы - вернее, не было. Ни её, ни проблем...
А теперь - к делу.
У всех, кто внимательно читал сказку (а если уже забыли - перечтите) не могло не возникнуть двух вопросов.
1. Почему злой главный герой не просто дает героине запрет на посещение "каморки в конце галереи", но снабжает её ключом, необходимым, чтобы туда войти.
и 2. Зачем Синяя Борода хранит трупы?
Что ж, попробуем поискать ответы.
И поможет нам в этом то, что основной мотив этой сказки - встречается не просто часто, а очень часто. В сказочных историях многих и многих народов. Где-то, конечно, случались заимствования - но это не может объяснить "интернационального бытования" этого "кирпичика".
При этом, мы, не про "герой убивает одну за одной старших сестер, а потом хочет убить младшую, но у него не получается". Этот сюжет тоже част - в норвежской сказке аналогично действует тролль, а у славянского Покатигорошка Змей сначала съедает старших братьев, потом сестру - и только на нем обламывается. При этом, если у Змея есть хотя бы нечто, напоминающее замок Синей Бороды - то тролль живет в пещере и никаких комнат там нет.
Речь о другом. О повсеместно встречающемся сюжете "ложного запрета". Это может быть комната, отдельно стоящая хижина (как у полинезийцев) или амбар. При этом, некоторое существо запрещает туда проникать и обещает покарать за запрет (или герой сам себя покарает). Но речь, что очевидно, не идет о реальном запрете - гораздо проще было бы о запретном вообще не упоминать и любопытство в главном герое не разжигать. Нет, ключ (или его аналог) служит, как раз тому, чтобы герой захотел нарушить запрет.
Синей Бороде (или русскому старичку, обучающему героя магии) нужно, чтобы его жена проникла в запретное помещение. Вопрос - зачем?
И вот тут важен второй вопрос: а зачем, собственно, герой хранит там трупы убитых? Можно было бы выказать мысль о его некрофильских забавах - но тот же самый мотив присутствует в чешской сказке, где в полностью аналогичной комнате (героиня тоже не удержится) Богородица (!) держит Святую Троицу (!!!). А тут эта версия, сами понимаете, не подходит.
Ответ помогает найти немецкая сказка про "Диковинную птицу" (если брать "официально признанные" сказочные классификации - она про другое. Но сюжет - тот же самый). Там плохиш (тут он волшебник) применяет "двойную степень защиты" - кроме ключа он дает очередной пленнице (младшей сестре) не только ключ от запретной комнаты, но и специальное яйцо. Если старшие сестры героини "Синей бороды" роняют ключ и потом не могут его отмыть, то тут ту же функцию выполняет яйцо (вообще, всегда есть неопровержимые доказательства того, что запрет нарушен - в русской сказке старик-колдун обнаруживает, что из запретной комнаты убежала скотина, в лужицкой - приемная дочь Богоматери получает золотой палец, который ей приходится прятать под повязкой). Героиня же не просто теряет ключ и потом не может его отмыть - найдя разрубленные трупы сестер она их оживляет. Колдун же не обнаружив крови на яйце (она его заранее спрятала - сестры-то были дуры, положить в карман не могли) - признает, что: "...ты выдержала испытание, возьму тебя замуж..." Внешне-то испытание выглядит, как смирение любопытства и подчинение запрету - но эта сказка (хотя Гриммы и старались не редактировать) уже поздняя. В чем могло заключаться испытание в старой версии, "переходной от мифа"?
Обратим внимание вот на что: во всех вариантах сюжета, место, внутри которого находится запрет - всегда стоит "где-то далеко". У Перро, правда, прямо про это ничего не сказано (но можно понять из намеков - в конце сестра героини - смотрит с башни замка, выглядывает её братьев, а вокруг только "солнышко яснеет и травушка зеленеет" - но это Перро, он, в отличие от Гриммов, сказки редактировал с большой охотой. У него даже бабушка Красной Шапочки жила не в лесу, а "на другом краю деревни". "Где-то далеко" - это всегда эвфемизм для "иного мира", местности смерти. Попадая в неё герой, не становится мертвым, но притворяется им, чтобы пройти инициацию либо получить какие-то умения (что, с точки зрения архаичного сознания - одно и то же).
Более того, из текста (ну, откуда же Перро мог знать, что именно стоит подредактировать, чтоб будущим исследователям сложнее было) мы можем достаточно точно понять, когда именно происходит дело - это середина лета. Достаточно сухое время, чтобы братья героини скача по дороге поднимали клубы пыли и так далее. То есть, вряд ли будет сильно фантастично предположить, что дело идет о времени летнего солнцеворота, к которому в архаичных культурах инициации приурочивались регулярно. В отличие от какого-нибудь "Морозко", где дело происходит зимой, а значит ни о какой инициации речи не идет, и сюжет - это жертвоприношение духу снегов и мороза, чтоб не губил озимые.
Чему должен научиться (или что должен смочь сделать) герой? Исправить ситуацию - смыть кровь, оживить мертвых (или загнать обратно лошадей). Колдун (и похоже, что не такой уж он и лохиш) это все может - потому он и хранит трупы: он их оживляет (возможно, что и для сексуальных утех, но не обязательно). Если героиня может то же - она свободна (и иногда убивает наставника/инициатора или - как здесь - это делают за неё). Конечно, реальные инициации оживление мертвых в себя не включали - но там никого и не убивали. А вот мифы (и недалеко от него ушедшие архаичные сказки) именно тему смерти эксплуатировали нещадно.
О чем нельзя не упомянуть - да, самый известный сюжет "ложного запрета" содержится в сборнике историй не сказочных. Речь, конечно о христианской Библии и эпизоде Грехопадения Адама и Евы. Там, правда, никаких запретных комнат нет - но посадить дерево и потом сказать, "не ешьте от него" это практически тот же прием, что выдать ключ от запретной комнаты. Подробнее не будем - и так длинно получилось. Да еще и про "оскорбление чувств верующих" стоит помнить. Напомним лишь одно - вообще-то, в Раю Господом было посажено два дерева - "жизни" и "познания добра и зла" (и от плодов его "смертью умрешь"). Простор для дальнейших интерпретаций предоставим читателям...
Мы же остановимся на том, что "Синяя борода" - не сказка о коварном кровожадном маньяке. Это история о том, что "где-то там" живет волшебное существо, сравняться с которым в умениях - значит получить свободу и блага, пройти испытание и вернуться живой из мира мертвых.
Comentarios