Гай Фокс и "фемические суды"
- Memento mori
- 12 апр. 2019 г.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 10 мая 2019 г.
Или как избежать казни через потрошение, если у тебя пытками сломаны ноги...
В принципе, про этого персонажа написано достаточно много. Так что, если бы не очередное 5 ноября, дата "порохового заговора" (remember, remember the five of november - это о нем, да) - мы бы может о нем и не вспоминали.
Но - во-первых, юбилей. А во-вторых, Гай Фокс и его товарищи - это повод поговорить о крайне интересном юридическом обычае старой Европы. Ибо они (сразу скажем - это версия; за давностью лет никаких точных сведений не сохранилось) были последователями английской версии немецкого "суда Священных Фем". Которому мы обязаны... много чем. Очень любопытной версией Железной Девы, например...
И названием романа Вайнеров "Петля и камень в зеленой траве", кстати...
Но, по порядку. В 1604 году в Англии приходит к власти Яков Первый, сын Марии Стюарт. Собственно на тот момент, он уже был королем - правда Шотландским и звался Яковом VI. Ему досталось непростое наследство: объединенная страна была ареной для конфликта аж трех конфессий. Англикан (возникших, если помните, потому что Римский понтифик не давал Генриху Восьмому разрешения на развод). Католиков, которые продолжали считать, что ориентиром должен быть Рим. И радикальных английских протестантов, пуритан, которых раздражало любое отвлечение от Священного Писания и его заветов. А уж светские развлечения (к которым остальные относились снисходительно - тем более). Король полагал, что государственные интересы требуют поддержки англикан. Так что, он устроил католикам несколько показательных гонений (а протестантов оставил на потом - это была ошибка, но не суть). Католики, естественно, возмутились. Но официальная власть была против них.
Но немедля отыскался замечательный пример прямо под боком, в Германии. Ибо там, уже триста лет существовал негласный, внутренний суд, занимавшийся и преступлениями против веры тоже - "фемический суд" или "Священные Фемы". Возник он в середине XIII века, когда Германия формально существовала внутри Священной Римской Империи - но на деле представляла собой набор мелких княжеств, в которых вся власть принадлежала местным феодалам. Императора, конечно, все признавали верховным правителем над собой - но он был далеко: перебрался на юг Италии. А к его представителям в Дортмунде было не пробиться в случае нужды.
В итоге, создавалась ситуация, когда регулярно совершались преступления - но из-за близости преступника к местному царьку он избегал правосудия. И тогда возникли "Фемы" - самодеятельный орган, который объявил, что а)является наследником старых "народных судов" и б)подчиняется только императору или архиепископу Дормундскому. Это вызывало недовольство у местной власти - но оно было "как слону дробина".
В эпоху расцвета фем в нем участвовали до ста тысяч только секретарей. Любой обиженный мог обратиться в него за справедливостью. Правда, было одно "но" - заявитель должен был быть либо участником суда, либо знать лично такого участника. Если его иск признавался соответствующим (собирались члены фемических судов не в официальных судебных залах, а в лесу, например - но с формальностями там все было хорошо) - его обидчика вызывали на очередное заседание суда. Если он являлся - вопрос решался при нем. Если не являлся - ему выносили смертный приговор в его отсутствие (или оправдывали, так тоже бывало).
А никаких других не было. Фемические суды карали только смертью. И она была неминуема - даже, если человек сбегал или нанимал себе охрану, кто-нибудь из исполнителей до него обязательно добирался. Рано или поздно...
Поскольку деятельность фем считалась незаконной - то их члены никому о них не рассказывали. А с предателем (что, скорее всего, просто страшная байка для новичков) - расправлялись замысловато: его подводили к статуе Девы Марии, которую нужно было обнять. После этого его "втягивало внутрь статуи" а там в него впивались специальные ножи (принцип Железной Девы, говорим же), причем два втыкались ему в глаза, ослепляя. Потом пол под ним раздвигался и несчастный проваливался в некую "мясорубку", состоявшую из трех валов с укрепленными на них ножами. В итоге, из валов показывалось только обезображенное тело.
Но не менее затейливое наказание ожидало англичан, которые по примеру немецких фем собрались и вынесли смертный приговор королю и всем его приближенным (заговор называется "пороховым" именно потому, что основная его идея в том и состояла: взорвать кучу пороха под залом, где король должен был выступать перед парламентом). Все заговорщики заранее скрылись, кроме того самого Фокса, который должен был поджечь фитили. Но заговор раскрыли.
В пять ночи арестованного Фокса привели к королю и он санкционировал применение пыток. Через четыре дня Фокс выдал всех остальных (они были уже в графстве Уотершир) и их тоже арестовали.
Поскольку они получались однозначными заговорщиками против короны и государства, их ждал следующий процесс казни:
их сначала должны были повесить;
но, не дождаясь, пока человек задохнется в петле - вынуть из нее;
потом - кастрировать (женщин, арестованных за такое же преступление, чтобы не смущать общественную нравственность просто сразу сжигали на костре, кстати);
потом подвергнуть потрошению (причем внутренности сжигались);
потом - четвертовать;
а потом отрубить голову. В качестве, так сказать, контрольного выстрела - понятно, что наказуемый был к этому моменту давно мертв.
А теперь представьте себе, какой ужас испытывал перед этой процедурой Гай Фокс, если он - еще находясь в петле - спрыгнул с эшафота, чтобы сломать шею и ей не подвергаться? При этом, его ноги были переломаны во время допросов - на эшафот он даже не мог подняться сам, ему помог палач.
Comments