top of page

Генрих Семирадский "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году"



В 1884 году художник Генрих Семирадский уже выехал из России на постоянное место жительства в Рим. Его работы, принесшие ему всемирную славу - по античным и библейским сюжетам (в том числе и этот), уже созданы и привлекают к художнику благосклонность критиков и публики.

Для оформления Исторического музея в Москве ему заказывают две работы. Одна из них - "Тризна дружинников Святослава". После того, как она была написана, доставлена и выставлена в музее - голоса российских критиков меняются на менее благожелательные. Упреки, которые бросали художнику по поводу этой работы, несложно представить. Сейчас бы это назвали "фальсификацией истории" и "русофобской пропагандой". Действительно, как так? На картине предки-славяне творят, мягко скажем, непотребство. Приносят человеческие жертвоприношения, сжигают людей заживо, детей убивают... Да и национальный герой, князь Святослав - не в неведении, а присутствует при всей процедуре, наблюдает за ней, и кажется не недоволен. Да не могло такого быть! Это все происки!

Однако ж, увы - славянское язычество (а Святослав, не принял христианскую веру своей матери: дружинники бы не поняли) ничем особенным от других языческих вер не отличалось. И человеческие жервоприношения в некоторых случаях вполне себе применяли. Мама, правда, не одобряла - но вырвавшись из-под родительского надзора, Святослав невозбранно посвящал себя "вере предков".

А из Киева он уезжал часто - и в основном, на войну. Разобравшись с ближними противниками послабее, позже Святослав решил бросить вызов самому грозному противнику - Византии. И сначала даже был в этом весьма успешен.


Тем более, что сами "ромеи" переборщили с дипломатическими хитростями. Желая (версии расходятся: за что) наказать своих соседей Болгарское царство, они договорились со Святославом, что он на них нападет. План был хорош: два соседа ослабят друг друга, а нам, мол, хорошо. Святослав подошел к болгарскому Доростолу, взял его, захватил столицу, взял болгарского царя в плен (да-да, "братушкам" мы тоже делали всякое) - а потом... отказался передавать управление над территорией византийцам и сам там закрепился. Более того, прямо рядом с Болгарским царством находится Фракия, которой владела тогда Византия. Святослав (после краткой отлучки в родной Киев) решает "пощипать" ту землю.

Этого уже византийцы стерпеть не могут. Начинается полномасштабная война.


Подробности всех событий мы не знаем: у русских летописцев один вариант сюжета, а у византийских - другой. Не будем забывать, что летописи писались...эээ... не с полным правдоподобием...пропаганда, знаете ли, давняя вещь. Да и события описывались часто сильно после того, как произошли.

Но кое-что мы знаем точно. В 970 году Святослав с союзниками (в том числе и временными, типа печенегов, привлеченных возможностью пограбить) захватывает часть византийских территорий. С переменным успехом сражения продолжаются год, в 971 году Святослава с частью войска запирают в крепости Доростол. В войске к тому моменту только русичи: дружины союзников уже перебиты задолго до того, чего их соплеменники не простили князю. Идет трехмесячная осада. Доростол город небольшой, прокормить войско даже в 7-8 тысяч человек получалось плохо. Через три Святослав пытается организовать вылазку. Произнеся торжественную речь перед воинами - он приказывает выйти за стены, построиться в боевой порядок - и закрыть за войском ворота: чтоб не было возможности вернуться и биться до победного конца. Сражения в то время - это то, что происходит сугубо до конца светового дня: потом уже не видно своих и чужих. Насколько знаем (и это признают даже византийские хронисты) - русичи бились достойно. Но, в конце концов, все-таки решили открыть ворота обратно и вернуться под защит городских стен. Стало понятно, что потери слишком велики - стоит заключать мир. Тем более, византийцы воевать не хотели и это предлагали.

Но заключить мир, после призывов сражаться до последнего и не посрамить славы отцов... это выглядело бы странно. Княжеская дружина, "силовики" того времени - уж точно могли не понять. Дабы снять все вопросы - организуется ночная тризна - пусть боги подскажут правильный ответ. Впрочем, не будем забывать: Святослав вполне дитя своего времени и богов спрашивал не понарошку или ради имиджа.


Конечно, сейчас все уже знают правильную и не русофобскую версию: тризна это военные игры в память убиенных товарищей (которых в тот день, конечно, полегло немало). Игры, да. Ночью... Однако, даже самые упертые "знатоки" славянского прошлого не отрицают, что на тризнах и пили-ели, и жертвы приносили, и богов вопрошали.


Что, собственно, на картине изображено. Правда, только поминальной трапезой не обошлось: волхвы указали Святославу, что нужны и человеческие жертвы. Из рядов противника. И не только взрослые мужчины (такие могли быть взяты в плен) - но и женщины, и дети. В византийском войске таковых не было. Однако, в Доростоле жили не только коренные болгары...

Описывать все изображенные кровавые подробности нет нужды. И трупы мужчин, и воины, вырывающие из рук матерей их детей, и волхв не обращающий внимания на трагедию, а поглощенный обрядом - и тем более, сам Святослав, спокойно наблюдающий за происходящим - и у нынешних, и у тогдашних ревнителей "исконного русского благочестия" вызывают резкое неприятие. Стоит отметить, пожалуй, лишь мастерство художника в работе с позой персонажей: совершенно античные по построению фигуры, не кажутся выдуманными, а полны жизни и трагического реализма...

Не будем забывать и о том, что Семирадский - поляк, католик и убежденных христианин - воспринимал те события не как, элемент героической истории славян, а как лишнее подтверждение кровавой сущности язычества, как такового. И дальнейшая судьба Святослава: боги, понятно, порекомендовали заключить мир, русичи вышли из Доростола и отправились домой. На порогах Днепра их уже ждали печенеги - которые очень хорошо помнили, как их отцов и братьев Святослав заманил богатой добычей в Болгарию, где их всех перебили. Святослава, кстати, предупреждали: обойди, мол. Но то ли на тризну не нашлось времени и желания, то ли боги дали неверный совет, то ли гордыня князя обуяла... Святослав погиб от рук печенегов на днепровских порогах. Вспоминал ли он перед смертью тех детей, которые умерли, чтобы он смог прожить еще несколько месяцев - мы не знаем...

コメント


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page