Героическая смерть. Гибель Публия Деция Муса.
- Memento mori
- 13 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Образы погибших в войнах в мировой культуре возникали разные. В прошлый раз мы говорили о тех, где изображалось нахождение мертвого тела оставшимися в живых. А сегодня поговорим о произведениях искусства, где запечатлен сам момент гибели (естественно, героической).
Это не одно и тоже. Погибший - уже мертв, он может быть символом, например, поражения великой идеи - но важнее реакция на это поражение (и на эту смерть) тех, кто остался в живых. Погибающий - еще жив. Он гибнет ради чего-то - и важнее не реакция на эту гибель окружающих (хотя и она тоже бывает примечательна), а его собственное восприятие происходящего и неминуемой собственной смерти.
Для удобства, на первый раз возьмем то изображение, в котором реакция окружающих вообще не заметна.
Чтобы понимать, о чем речь - сам эпизод. Дело происходит в 340 году до нашей эры. Рим ведет уже вторую войну с Латинским союзом (по сути - с соседями, и близкими по крови). Причина конфликта - непрекращающиеся попытки Рима (формально республики) подчинить себе соседей (то есть - имперское поведение).
Все аналогии с современным противостоянием России и Украины - оставляем на совести читателей...
Поскольку Рим еще не имперский официально, войско ведут два консула - Тит Манлий Торкват (с ним связана отдельная крайне интересная история, но о ней в другой раз; спойлер: он приказал казнить собственного сына за невыполнение его приказа) Публий Деций Мус. По легенде, сохраненной Титом Ливием в "Истории Рима от основания города", перед битвой обоим консулам сразу приснился сон. Истолковавший его жрец объявил, что победит в сражении то войско, чей командир погибнет в бою.
"...обоим консулам было во сне одно и то же видение: муж, более величественный и благостный, чем обычный смертный, объявил, что полководец одной стороны и войско другой должны быть отданы богам преисподней и Матери Земле; в каком войске полководец обрек в жертву рать противника, а с ними и себя самого, тому народу и той стороне даруется победа. Консулы рассказали друг другу о своих сновидениях и решили принести жертвы как для отвращения гнева богов, так вместе с тем и для исполнения одним из консулов воли рока, если гадания по внутренностям будут согласными со сновидениями..."
Консулы договорились между собой, что один из них должен принести себя в жертву. Кто именно это будет - решится в битве. Чьи войска отступят первыми - тот и должен будет погибнуть.
Первым начал отступать левый фланг, которым командовал Деций. Тот вызвал к себе жреца, тот совершил над ним положенные обряды - после чего Публий Деций Мус кинулся в битву, где постарался погибнуть...
Текст священного обещания Децима Муса (по Титу Ливию):
"...Понтифик велел ему встать на копье, накрыть голову тогой, под тогой рукой коснуться подбородка и повторять за ним: «Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними..."
Существование выверенного ритуала и текста, показывает, что такой обряд, devotio, обращение к богам с просьбой даровать войску победу ценой жизни полководца было, видимо, не частым - но регулярно встречавшимся.
Теперь изображения. Как и в прошлый раз - их два (так удобней):
Но в этот раз они однотипны (более того, де Вос, практически копировал Рубенса в мастерской которого он учился, просто внеся, как ему казалось, необходимые, добавления). И там, и там в центре - сам основной персонаж. И там, и там он не имеет оружия и не сопротивляется. И там, и там его убивает копьем всадник противника. Но у Рубенса Деций Мус устремляет взор к небесам, но ни к кому конкретно - а де Вос считает значимым добавить к изображению фигуру античной (Возрождение, все-таки) богини, увенчивающей героя лавровым венком. Так что, Деций Мус - по де Восу - еще не успев умереть, мог увидеть, что его деяние достойно и отмечено благосклонностью богов (к которым он обращался).
В целом, для произведений этого жанра можно указать те особенности, которые должны быть в них:
- окружение (если речь не о предательстве) - практически фон для происходящего; важна именно героическая смерть героя;
- реакция героя может быть разной (в этих примерах - это смесь восторженного понимания, что он выполнил свой долг и неважно, как закончится сражение: жрецы могли ошибиться - личная доблесть важнее и принятия своей смерти, как неизбежности - но не в христианском, а в языческом смысле), но она всегда - центр изображения;
- сцена битвы не должна отвлекать от главного - но при этом она выписывается со всей возможной для художника тщательностью (и принятой в его время - средневековые художники для античных или библейских сцен использовали современные им костюмы, оружие и пейзажи).
Comments