Джованни Бецци, "Фиест и Аэропа". Мифы троянского цикла (часть II)
- Memento mori
- 3 мар. 2019 г.
- 4 мин. чтения
В этой истории три части. В первой - измена и кража; во второй - убийство и каннибализм, в третьей - опять убийство и инцест. Веселенькие греческие мифы, да. А по картине и не скажешь...
Картина Джованни Бецци (прозвище которого было Носаделья) "Фиест и Аэропа" (между 1549 и 1570) - отличный пример того, почему мы а) считаем старые картины скучными - и б) вообще не понимаем, а о чем это. Просто мы - вне контекста. Мы не в курсе (и откуда, собственно, в школе про это не рассказывали...) ни особенностей создания именно этой работы, ни сюжета в её основе - ни всей истории, в которую этот сюжет входит. И получается, что нам скушен и гневающийся Ахилл у Тьеполо (а с чего он, собственно, так разозлился?). И Одиссей с Диомедом, находящие спрятавшегося Ахилла у Рубенса (а от кого и зачем прятался величайший герой Греции?). И убийство Агамемнона у Делакруа (кто его так бедного и за что?). И продолжать можно бесконечно (про оплакивание Патрокла у Ге уже упоминалось).
Бецци, конечно, художник не первого ряда, так сказать "малый итальянец" - но то, что нам неинтересны и работы более крупных мастеров - как бы намекает, да...
Да и эта конкретная работа, признаемся себе честно, не "высший класс". Во-первых, это раннее барокко, сиречь маньеризм. И эти вычурные позы кого-то раздражают, а у кого-то вызывают зевоту. Во-вторых, это, извините, кто такие вообще? Почему их история вообще должна кого-то интересовать? (с художником, как нам кажется, все понятно - оригинальничал просто). Да и вообще, какая там история? Ну, лежит голая тетка на кровати - а около мужик в каких-то странных одеждах чего-то там разглядывает в ящике. Слуга держит ему факел, чтоб было лучше видно. И что тут такого? И вообще, зачем это все?
...а между тем, история занимательная. И с Троянским циклом связанная напрямую...
Если помните, мы закончили рассматривать самый первый кусочек пролога к Троянскому циклу (спойлер: похищение Елены от нас, конечно, никуда не денется - но будет чуть позже) на том, что у Пелопса было три сына (реально - много больше, но мы на трех сосредоточились). Младший Лисипп был не факт, что дурак - но точно гомосексуалист и пытался сбежать с неким Лаем, будущим отцом Эдипа (но это - другая история). Жена Пелопса, Гипподамия подговорила старших, Атрея и Фиеста (он же Тиест: греческая тэта иногда читалась, как "ф") братца прикончить и спрятать тело. Пелопс быстро разобрался в чем дело, сыновей проклял и выгнал из страны. Они перебрались в Микены, где тамошний царь им подарил город в области (а потом он погиб, и его сын погиб, а оракул подсказал жителям, что нечего им размышлять, кого новым царем поставить - у них два живых царевича есть, из другого рода, но это ничего).
Царевичи в это время развлекались, как и положено царевичам. Единственное, Атрей уже был женат (хотя и бездетен), а Фиест гулял направо и налево. И наделал немало детей своей крови (позже выяснится, что в чем-то - на беду себе). Ну, и все прочее - азартные игры, спортивные состязания, гонки на колесницах и т.п. Как-то, раззадорившись, Атрей произносит роковое обещание: мол, если вот сейчас победит - пожертвует Артемиде (в тот раз они охотились) свою самую лучшую отару овец. Артемида слышит - и думает, чего-то я тебе не верю, подкину-ка тест. И просит бога лесов и зверей Пана (или Гермес, обиженный на их папу Пелопса за жульничество, описанное в прошлый раз - просит за неё), помочь. Тот охотно соглашается - и в общем стаде братьев (когда-то подаренным им отцом) появляется ягненок с золотистой шестью.
По какой-то странной прихоти генетики, такие ягнята у греческих овец иногда рождались даже много позже. В XIX веке пытались понять, с чем это связано - но успеха не добились.
А барашек а золотой шерстью - это редкость, диковина и вообще хороший знак. Атрей совсем уж обещание нарушить не смеет - но перед жертвоприношением, приказывает снять с него шкуру и набить чучело. Относит домой и запирает в сундук, чтобы иногда любоваться (да и вообще, может пригодиться). Так-то Артемида может и не обратила бы на это внимание - но обещал-то он ей всю отару, без вычетов. Она насылает на его тогдашнюю жену проклятье - и та умирает при родах, родив ему болезненного сына Плисфена.
Спойлер: этим месть Артемиды не ограничится - но обо всем по порядку.
Атрей женится второй раз. На Аэропе, которую отец, царь Крита выгнал из дома и продал в рабство за, скажем так, половую распущенность. Что не мешает ему заделать с ней трех здоровеньких сыновей, два из которых Агамемнон и Менелай (а, знакомые имена появились? Я ж говорил, троянский цикл тут очень даже причем - скоро и знакомые события появятся). Аэропа начинает поглядывать на младшего брата мужа. Тот, правда, не соглашается - но она применяет тот же метод, что и педофил к маленькому ребенку: "пойдем ко мне, у меня в спальне кое-что такое есть, что просто ух!". Фиест поддается - и она показывает ему чучелко золоторунного барашка. Тот его крадет (после любовных утех, конечно же).
Собственно, этот момент на картине и изображен. Аэропа уже в постели, куда пригласила Фиеста - а тот, вместо того, чтобы к ней скок-поскок, потребовал выполнения обещания и разглядывает чучело. Даже слугу позвал, чтобы посветил. Понятно, Аэропа удивлена - но их-то таких у Фиеста много, а барашек такой был один...
Атрей про это, понятно, ни сном ни духом. И когда им предлагают самим определиться, кто останется в Мидии, а кто будет править всей страной применяет, как ему кажется, хитрый план. Он спрашивает брата: как по его мнению, достоин ли быть царем тот, у кого есть золотое руно? Фиест понимает его план - и охотно соглашается. Атрей выступает перед горожанами со своей программой. Врагов, понятно, он всех победит, благостостояние микенцев вырастет до небес, и вообще, у него дома - золотое руно. В общем, он избранник богов без сомнения. Тут встает Фиест и сообщает, что никакой он не избранник богов, а обычная врушка. Приглашает всех к себе - и выносит показать золотого барашка. Ну, и становится царем.
Но боги (кроме Артемиды) - за Атрея. Сам Зевс подсказывает ему новую идею: прилюдно он говорит брату, что барашек - его, избранник богов он и готов это доказать. Мол, откажется ли Фиест от царства, если, например, солнце пойдет по небу в обратную сторону? Тот, конечно, соглашается. И тут Зевс шлет приказ солнцу повернуть (сиречь, Гелиосу - развернуть колесницу). Гелиос удивляется, но исполняет. И солнце впервые в истории, садится на востоке.
Ну, слово не воробей - Фиест отрекается в пользу брата, тот в качестве благодарности изгоняет его из города...
Самое любопытное, что он только сильно после поймет, что барашек у Фиеста оказался не просто так - и кое-кто из его сыновей, не совсем его. Вернее - совсем не его. Но это уже - в другой части истории.
Comments