Джордж Агни Райд, "Последний сон Савонаролы"
- Memento mori
- 17 мар. 2019 г.
- 4 мин. чтения
21 сентября 1452 года в городе Феррара, подчиненном тогда Флоренции родился Джироламо Савонарола. Монах, проповедник и политический деятель. А еще - поэт и писатель. В числе прочего, написавший книгу "Об искусстве хорошо умирать".
О его биографии и жизни сказано и написано уже так много, что за такую задачу и браться не будем. Сосредоточимся на самом, на наш взгляд, важном. Тем более, что фигура в черном на картине, держащая голову Савонаролы у себя на коленях - это, по мысли художника, не просто один из монахов, заключенных вместе с ним.
Это - сама Смерть.
В возрасте 23 лет Джироламо (тогда еще - светский юноша, не монах) делает предложение своей соседке, незаконнорожденной дочери мясника. И - получает отказ. Мы сейчас не знаем почему именно - но то, что уже тогда Савонарола был изрядно "не от мира сего" могло оказать влияние на решение (официально - на решение её отца).
Юноша переживает случившееся очень тяжело. Но, по-видимому, не как личное оскорбление - но, как свидетельство всеобщего упадка нравов. Он принимает единственно возможное для себя решение (уходит в монастырь к монахам-доминиканцам).
До конца жизни он останется верным своему призванию и своему ордену. Ровно поэтому, на картине он - в белом, цвете доминиканцев.
В европейской культуре до Екатерины Медичи, кстати - именно он цветом смерти и был...
Во Флоренции тогда правит другой Медичи - Лоренцо Великолепный. И "цветет и пахнет" Возрождение.
Трагедия Савонаролы - это именно трагедия человека Возрождения, который оказался не готов к тому, что воззрения современников так ярко противоречат тому, во что он верит.
Тем более, что все эти игры с возрождением античности были близки и понятны аристократам - но "очень далеки от народа". А Джироламо (неслучайно, его родители всячески побуждали его стать врачом) помнил, что Христос приходил на землю не к богатым и умным, а ко всем.
А к тому же, конец XV века - это не только шедевры искусства - это еще и непрекращающиеся войны между европейскими монархами. Медичи не только продвигали искусство - они еще и нажили себе множество врагов. И внутри Флоренции - в том числе.
Вторая трагедия Савонаролы - это то, что он не успел понять: простые люди, за которых он так ратовал очень легко превращаются в толпу. Ту самую, которая кричит "распни его!"
Когда к Флоренции подошел заклятый враг Медичи, французский Карл VII - вместо сбежавших аристократов к нему в лагерь приехал Савонарола. И смог убедить короля захватить город, но не разорять его.
Кроме владений Медичи - но тут и Савонарола был не против...
Бывший популярный проповедник в одночасье стал народным героем. А герои должны оставаться таковыми всегда. Иначе те, кто только что воспевал их - потащат дрова к их костру.
Сначала флорентийцы ликовали. Переход от распущенности (и высоких поборов) при Медичи к истинно христианской жизни, к которой призывал Савонарола обещал всем грядущие блага. И не только небесные. В городе, измученном войнами, которые любили Медичи, должна была наступить тишь да гладь, да Божья благодать.
Не наступила...
Семьи с удовольствием отдавали в молодежные отряды "поборников нравственности" (прообраз будущих хунвейбинов и "Наших") своих детей. Они - как и там - переставали участвовать в свойственных молодежи глуповатых забавах. Зато получали отличную возможность глумиться "во имя Бога". Они могли без приглашения ворваться в чужой дом, чтобы проверить, а нет происходит ли в нем нарушения десяти заповедей? Не содержат ли в нем мерзких языческих идолов или посвященные им писания (статуи и книги)?
Взрослые не отставали. Формально, Флоренция восстановила утраченный при Медичи статус республики. Но реально, все в городе с 1496 по 1498 год решал Савонарола. Бывшие карнавалы и увеселения сменились "кострами тщеславия" на которые жители города - абсолютно добровольно, формально их никто не заставлял - сносили все, что не вязалось с христианским укладом жизни. Даже Сандро Ботиччели сжег на таком костре несколько своих работ на мифологические темы.
Ранних набросков, заметим. А бывший еще молодым Микеланджело, прослушав первые проповеди Савонаролы быстро понял, к чему идет дело - и уехал из Флоренции.
Но покинувшие город и оставшиеся в нем аристократы не собирались сдаваться. На обращении к папе Римскому с просьбой поунять чересчур ретивого проповедника стояло 396 подписей. Папа (тоже Медичи) внял. И объявил Савонаролу еретиком. Правда - заочно, требовалось еще найти доказательства.
Когда в город прибыли судьи из Рима сторонники Савонаролы (их тоже было много) не нашли ничего лучше, того чтобы предложить вместо коррумпированного и предвзятого суда - суд Божий, "ордалию" (уже почти везде вышедшую из употребления). Савонарола и два его ближайших последователя должны были пройти через несколько костров подряд - и Бог должен был их сохранить.
То ли Савонарола понимал, что Бог его не спасет. То ли в тот день был просто сильный дождь и костры не удалось разжечь - но ордалия не случилась.
И бывший герой сразу стал осуждаемым изгоем. Толпа хотела предать его самосуду - но Савонарола сдался суду. Но у судей была поставленная в Риме задача: нужно было доказать, что Савонарола - еретик. Из его работ, книг и проповедей этого вывести было нельзя. Требовалось личное признание.
Савонаролу пытали неделю. По 14 раз в день поднимая на дыбу. В итоге - он подписал все. И сразу же от всего отказался. Но было поздно.
На центральной площади - площади Синьории - был построен гигансткий помост с виселицей в конце. Чтобы повесить сразу троих: Савонаролу и тех двух его ближних сподвижников.
Как ни старались спиливать концы - а все равно, виселица постоянно напоминала крест...
В ночь перед казнью, по легенде, Савонарола крепко спал. То ли измученное пытками тело радовалось отдыху. То ли его голову и правда держал на коленях ангел Смерти...
Comments