top of page

Дух мертвых не дремлет... Гоген, "Манао тупапау".

Обновлено: 2 мар. 2019 г.

Любой, кто начинал интересоваться культурой Океании не мог избежать восхищения её богатейшей мифологией (в том числе, и в том, что касается смерти). Французский художник-импрессионист, Поль Гоген тоже не избежал этого.

Наверное, самая известная его работа на эту тему - статуэтка таитянской богини смерти Овири (художник даже хотел, чтобы её копию установили на его могиле):

Впрочем, это видение самого Гогена, насыщенное теми символами, которые он сам хотел придать образу богини смерти. Стоящая на волке и душащая волчонка богиня, просто не могла быть придумана таитянцами - на Таити не водятся волки...

Овири, впрочем, действительно существующий персонаж таитянских мифов. Богиня с мужским именем ("овири" = "дикарь") действительно неоднократно упоминается в мифах острова. Единого канона изображений для неё не было - но вот, например так:

Но, кроме богини смерти в жизни каждого таитянина (и вообще полинезийца) присутствовали и присутствуют многочисленные духи из загробного мира. Чаще - родственники самого островитянина, но не обязательно. Неудивительно, что Гоген сам наблюдал (и в окраинных деревнях все до сих пор так), что жители острова очень боятся ночи, всегда оставляют зажженную лампу и не выходят поодиночке (и, опять же, без лампы). Так получилось и в случае, который послужил основой для одной из самых известных картин мастера.


Однажды, он поехал по делам в столицу острова Паэпете - но задержался. Тогдашняя жена Гогена (он не мог обходиться без женщины, лучше постоянной) Техаамана (в воспоминаниях Гоген, плохо произносивший имена и вообще неважно говоривший на местном наречии, называет её Тахура) - ждала мужа до заката. Когда он не вернулся - она решила, что он пошел в городской бордель (это там было не просто нормой, а духовной скрепой, так сказать) и не вернется до утра. Соответственно, она не стала подливать масла в лампу, при свете которой заснула. Но Гоген приехал домой, хотя и сильно заполночь. Техамаана, когда он вошел - проснулась и испуганно вскрикнула: художник, в черном плаще показался ей не давно знакомым мужчиной, а явившимся к ней духом мертвеца (тем более, недавно они оба принимали участие в похоронной церемонии). Она его не ждала домой - а поскольку лампа догорела, он войдя,чиркнул спичкой, отчего стал выглядеть еще необычней.

Гоген не был бы художником (отчаянно любившим Таити, к тому же), если бы столь интересный сюжет не стал бы основой для его следующего полотна. Он выспросил у Техамааны все, что она знала про духов смерти, логично рассудил, что "необразованная" таитянка вряд ли представляет себе духа смерти, как европейского призрака: скорее, как знакомого ей и недавно умершего человека. Такой "моделью" оказалась покойная родственница Техамааны (впрочем, в её подробном изображении не было нужды).

По своему обычаю художник дал картине название "на таитянском", "Манао тупапау", что вообще-то является бессмыслицей с точки зрения вполне продвинутой таитянской грамматики. Но простим это Гогену - зато у нас есть замечательная картина, которая, возможно, кого-то подтолкнёт познакомиться поближе с полинезийской мифологией.

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page