Иван Крамской, "Неутешное горе"
- Memento mori
- 2 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Чем дальше развивалось искусство живописи, тем менее однозначными становились картины. Уже не смерть, как таковая, становилась героем произведений - а реакция людей на неё (свою или чужую). Или все то, что окружает смерть, её обстоятельства, культура общения с ней и её переживания. Российская живопись, особенно после "восстания передвижников" это наглядно демонстрирует. Эта работа Крамского - один из примеров тому.
Иван Николаевич Крамской - художник-загадка. Один из основателей "общества передвижников", но самая известная его картина - "Неизвестная". Возглавивший бунт против "академического искусства" - и получивший звание академика. Стремившийся бороться за социальную справедливость - и постоянный портретист царской семьи...
"Неутешное горе" - не самое известное его полотно. Хотя художник был им очень доволен (при этом, понимал, что продать его не получится: это не "Неизвестная", такое к себе в гостиную никто не захочет повесить).
На картине - жена Крамского, Софья. Родившая ему шестерых детей - и потерявшая четырех из них. Причем, двоих - почти одновременно, в тот год, когда художник и задумал это полотно.
Примечательно, что сохранились предварительные эскизы Крамского к этой картине. На них - тоже Софья Крамская, но немного в других позах. Видно, как она буквально стареет по ходу написания (Крамской писал четыре года):
Видно, и как меняется изображение переживания горя от потери еще одного ребенка - от трагической позы к полной тишине, безмолвию горя. Ни мертвого тела нет на картине, ни гроба. Из всех символов смерти - лишь траурный венок из искусственных цветов - нелепый и неуместный. Тем более, что под ним - живые тюльпан и нарцисс. Они тянутся к свету, говоря о будущем торжестве жизни над смертью.
Но - будущем.
Потому что свет идет из раскрытой двери слева - и эта дверь не символ надежды.
В эту дверь скоро вынесут крошечный гробик...
Comments