Иван Селезнев, "Последний аккорд"
- Memento mori
- 3 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Когда мы смотрим биографию мало-мальски известного русского художника XIX века - мы, почти всегда, натыкаемся на то, что "...с такого-то по такой-то год жил в Италии, где написал то-то и тот-то". И удивляемся: что им там, в Италии, медом намазано?
Отгадка, на самом деле, очень проста. Талантливый художник рано или поздно писал картину, которая получала золотую медаль Академии Художеств. А эта золотая медаль давала право на оплачиваемую государством поездку за границу, чтобы поучиться там. А куда ехать? Туда, где натура побогаче - и где побольше коллег, чтоб было с кем поговорить. Чаще всего - это Италия.
А в Италии, конечно же, невозможно устоять перед искушением поработать над античным сюжетом. Да и для карьеры такая работа была выгодна - публика (чаще образованная, а значит - понимающая "о чем") с удовольствием принимала и такие сюжеты, и картины на их основе.
Живописец о котором речь сегодня, Иван Федорович Селезнев (1856-1936) - тоже, кстати, не устоял. Его работы вспоминают нечасто: он хотя и прожил немалую часть жизни в Советском Союзе, для советского искусствоведения был явлением чужеродным. Еще бы - не просто директор Киевского художественного училища при проклятом царизме - но еще и основатель Киевского общества религиозной живописи (потом его, конечно, прикрыли - но художнику запомнили). Одну его работу, впрочем, сцену "из античной жизни" "В Помпеях" (1885) иногда даже публиковали - ибо не несла вредной религиозной идеологии. Так что, если кто и вспоминает художника - то именно по "Помпеям".
Между тем, он был оригинал. Солнечная Италия, если и наводила на печальные мысли - то только "исторического характера", как, например, Семирадского. А Селезнев увидел замечательный и трагический сюжет в современной ему русской колонии. На средиземноморское побережье ездили не только художники. Туда же массово направлялись и больные. Лечиться. А некоторые - умирать. Чаще - с семьями.
Такая - и на картине "Последний аккорд" (1886). Сюжет не сложен: двое, молодая пара на вилле. За окном - море и небо. Повсюду - цветы. Но он - тяжело болен. Целые дни они проводят дома - ходить ему тяжело. Иногда он просит её сыграть ему любимую музыку. И она садится за рояль и играет.
И каждый раз, закончив, боится повернуться к нему. Потому что он мог только что умереть.
И мы, вместе с ней и в этот раз не знаем: он умер или просто без сил упал на подушки. Пустой стакан на столе, как бы символ того, что "уже все". Но зелень и цветы - вселяют надежду.
Но последний аккорд взят.
И время повернуться.
Comments