top of page

Изуверские секты России. Хлысты.


Религия - штука такая: скатиться в откровенное сектантство и очень странные обряды - несложно. Такое происходило неоднократно. Возникали "секты". Если их члены наносили психический или физический вред только самим себе - еще ладно. Но иногда сектантские представления о переустройстве мира "по правильным принципам" приводили к тому, что жертвами оказывались невинные люди.


Если вероучения и обряды выделялись даже из норм "обычного" христианства по их тяжести или болезненности, такие группы (иногда - добивавшиеся очень большого влияния) называли "изуверскими". Самые известные среди них, конечно, скопцы - но сегодня не о них. И не о самых древних, вроде жидовствующих или стригольников. Сегодня хочется о христоверах, они же - хлысты.


В их происхождении, похоже, "виновны" сразу несколько причин. Во-первых, на уже христианскую Русь активно проникали учения подобных групп с юга Европы (в первую очередь, речь - о болгарских богомилах). Во-вторых, официально христианская Россия была, все же, "двоеверческой" - в ней сохранялось, наряду с "высокой", "книжной" православной культурой и язычество. И в третьих, сами иерархи Церкви, вели себя...эээ... так, что вызывали у многих стремление к "очищению" и восстановлению "правильного благочестия".


Этот компот и породил множество духовных исканий, некоторые из которых породили большие группы с собственным учением. Одна из них - хлысты. Это название изначально им не приндлежало, "хлыст" - это насмешка официальных церковных комментаторов над идеей секты о том, что в человека - если он будет соблюдать нужные обряды - может вселиться лично Христос. Правда, началось все еще круче - в основателя секты Данилу Филиппова, по его собственным словам, вселился сам Господь Бог Саваоф. Первое, что Данила после этого сделал - объявил, что "официальная" церковь "испорчена" (это было в 1645 году, еще до Великого Русского Раскола) и утопил все священные книги. Когда к нему, привлеченные его идеями, собрались последователи (действительно, наблюдавшие, некоторое, скажем так, расхождение между тем, что официально проповедовалось в храмах и поведением проповедников) - Данила дал им "новые 12 заповедей" (включавших в себя запрет на всякое услаждение плоти и на посещение "неправильных" церквей) и назначил себе преемника. Правда, "место Господа Бога" он уже занял сам - так что и первому (Ивану Суслову), и всем последующим досталось быть "Христами".


Он сформулировал основные положения хлыстовской веры - их потом дополняли. Включали он в себя, в первую очередь, идеи о том, что Бог, Христос или Святой Дух могут в любой момент "сойти" на человека. Это может произойти само собой - но чаще для этого нужно соблюдать посты и участвовать в специальных обрядах. А если этого нет - то и смысла в существовании человеческого тела нет: оно - это вообще расплата за "первородный грех", Адам и Ева были бестелесными духами, как ангелы.


Отсюда следует один важный вывод: сама по себе человеческая жизнь никакой особой ценности не несет. С ней - если встает выбор - стоит расставаться без сожалений. Вот именно "с этого места" начинается традиция самоубийств в сектах. Больше известны, конечно, самосожжения - но в малых группах чаще встречались "самоуморения", когда люди убивали себя (и своих близких, в том числе - неразумных детей) голоданием или прижизненным захоронением в лишенных кислорода помещениях или ямах.


А такие "малые группы" возникли в больших количествах почти сразу же - и это было вполне логично: если Бог или Дух могут сойти на любого человека, то нет никаких причин считать таковыми только Филиппова или его учеников. Правда, во многих таких сектах от секты возникли свои уникальные верования и они считали только своих лидеров "настоящими". Именно так возникла самая жуткая русская секта "скопцов" - о них в следующий раз. Так что, через несколько лет по всей России существовало множество тайных "молельных домов" (в "неправильную" церковь ходить было можно - правда, только для конспирации), в которых были свои "Боги", "Христы", "Богородицы" и прочее. Остальные же члены таких сообществ - не такие святые - могли лишь становиться "временными прибежищами" для регулярно "сходящего на них" Святого Духа.

Для того, чтобы такое "схождение" состоялось, проводилась сложная церемония (радение), включавшая в себя:

"...быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называли свои радения "духовным пивом". На радениях хлысты, встав кругом, начинали кружиться с прыжками и криками (например, "Ой, дух, ой, бог!"), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливались в одно коллективное тело (в их терминологии – "чан"). На них "накатывал дух"..."

По воспоминаниям очевидцев:


"...когда все это общество почувствует в себе что снизошел Св. Дух, тогда все встают с мест. Некоторые бьют себя через левое плечо кулаками в грудь, а другие хлыщутся по спине бичами и хлыщутся до крови, и что все это делается в виде угодного Богу, за то, что он страдал..."

Иногда - что было вполне естественно для отрицавших всю официально поддерживаемую обрядность и для условий явного изменения сознания - такие обряды перерастали в коллективные совокупления (но, заметим, много реже, чем это описывалось). Если после таких ночей рождались дети - считалось, что они происходят непосредственно от Святого Духа.

Казалось бы, все вполне безобидно. И преследования хлыстов производившиеся активно государством были связаны исключительно с их антигосударственной (добавим - и антицерковной, что в России и тогда, и сейчас - практически одно и то же) позицией. Ивана Суслова после его смерти вообще было приказано выкопать из могилы и сжечь тело - а похоронен он был в женском монастыре, где был весьма популярен, как духовный учитель.. Но было одно"но": представление о том, что их (и чье угодно) тело - не более, чем досадная неприятность, приводила к тому, что и хлысты (и их последователи) легко расставались с жизнью сами и легко убивали других.


Последний зафиксированный в дореволюционной России случай был в 1898 (!) году на юге империи. На одном из хуторов около Тирасполя жила целая группа безбрачников, последователей хлыстов. У крестьян они пользовались популярностью и к ним на радения стекались люди с окрестных хуторов. Возглавляла группу (то есть, имела прозвание "Богородицы") некая Василина.Была объявлена перепись населения и Василина предупредила всех, что за их веру их могут "забрать в остроги - но это не страшно, потому что в заключении они пострадают "за Бога" и погибнут "запостившись" (уморив себя голодом). Но сектанты-то были безбрачники - а их последователи совсем даже нет. И возникла проблема: младенцев-то у них отобрали бы и насильно покрестили в православной церкви. Допустить этого было нельзя. Тогда хозяин хутора, Ковалев (выписка из протокола):


...рыл ямы в погребах и закопал свою мать, жену с двумя детьми, еще троих детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух.


Общее число погибших (вместе с Василиной) составило 24 человека - самое крупное групповое самоубийство в том районе для того времени. Так что - не зря хлыстов и некоторых других относили (абсолютно официально, кстати) именно к "изуверским" сектам - а не к "сектам высокой опасности", такой термин полицией тогда тоже использовался...

Hozzászólások


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page