"Кощеевы сказки" (часть 3). Убейте детей и помажьте их кровью мою статую...
- Memento mori
- 16 мар. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Ну, вот мы и добрались до обещанного.
Сегодня - про третью сказку, в которой возникает... скажем так, неожиданный сюжетный ход.
Дополнительный интерес ей придает то, что этот вариант - не уникален. Более того - у него есть прямая параллель (с тем же сюжетом) у братьев Гримм, в их обработке народных немецких сказок ("Верный Йоганн"). Есть, конечно, мелкие различия - но именно мелкие.
Итак, в третьей сказке помощником героя с самого начала является не Яга, и не её мужской вариант, "старичок", а вполне себе молодой и удалой богатырь. Его так и зовут - Булат-молодец. Иван (тут он тоже Иван) выкупает его у наказывающих его за неуплату долга.
Это, казалось бы, предполагает важное качественное различие между первой-второй сказками и третьей. Иван, вроде как, действует без помощи каких-то персонажей из "того" мира, человеческая сила побеждает сакральное зло.
Но против этого говорит слишком многое.
Во-первых, как мы узнаем из дальнейшего текста (если еще не открыли - он тут) - Булат однозначно очень крут (камни ворочает, деревья с корнем выдирает, врагов убивает во множестве в одиночку) Так что, предположить, что такого масштаба персонаж позволил бы себя сечь без собственного умысла - мы не можем. Он бы просто разметал всех - и пошел себе. Так что - ему было нужно оказаться в таком положении на глазах у царевича (или "рассказчик" не придумал, как его иначе ввести в действие).
Далее. Сам договор между Иваном и Булатом полностью подобен договорам с животным-помощником в сказке: помощь оказывается не сама по себе, а из-за оказанной героем услуги (как правило - избавления от опасности или не причинения смерти, хотя возможность была - "отпусти меня, я тебе пригожусь"). Прямо в этой же сказке будет реализован и такой мотив - причем, тоже царевичем (Булат предлагает убить, встреченных по дороге, собаку, орла и рака, чтоб их съесть - но Иван отказывается).
В-третьих... но это уже ближе к концу, когда Булат покажет свою нездешнюю сущность в полной мере.
Первым совместным деянием Ивана и Булата станет вызволение Василисы Крибитьевны (в этой сказке будущую жену героя зовут так). Сюжет "царевны, запертой отцом в башне" достоин отдельного рассмотрения (и частый, и связанный с очень любопытным мифологическим мотивом). Но мы, наверное, отложим его до другого раза.
Надо ж интригу создать и читателей привлекать )))
Вызволив Василису Кирбитьевну, герои (попутно Булат уничтожает одно за другим два посланных царем Кирбитом вдогонку войска) едут себе, едут... и останавливаются на ночлег. И тут, предсказуемо, во время караула царевича налетает (просто так, никакой мотивировки тут нет) Кощей Бессмертный и её похищает.
Ну, что делать - роль у него такая: девушек похищать...
То есть (и в дальнейшем это проявится еще раз) Ивану-царевичу нельзя спать: во время его сна обязательно произойдет какая-нибудь гадость. Если вспомните сюжет "чудесного сна" из прошлой публикации, как косвенное подтверждение связи героя (по собственной воле) с потусторонними силами - то это заиграет новыми красками.
Впрочем, герои - вполне стандартно - возвращают Василису, убивают Кощея и едет дальше.
Тут - опять сюжет сворачивает в непонятную сторону. Три ночи подряд, спит Иван, а караулит Булат (то есть, ему спать как бы и не надо).
А кому не надо спать? Ага, именно - не спят те, кто не живет. Ну, в смысле, не живет в обыденном, "тутошнем" понимании - существа из другого мира.
Каждую ночь происходит одно и то же: к их лагерю подлетают двенадцать голубок, "ударяются крыло о крыло", превращаются в девиц и рассказывают (кому?), что они - сестры Кощея Бессмертного, и за его убийство Булата и Ивана ожидает наказание. Сразу по приезде на Ивана набросится его любимая собака, потом конь, потом корова. "А кто это слышит и ему скажет - тот а каждое сообщение будет на одну треть превращаться в камень"...
Что ж, разбираемся. Утроение вообще свойственно сказке, тут оно не важно. Если сводить все эпизоды в один - то к лагерю прибывают кащеевы сестры и... а что они, собственно, делают? Самая простая мысль - это обряд, "наведение порчи". Но этот обряд не требует личного контакта с жертвой, насколько мы знаем. Можно было никуда и не лететь. По факту, Булату (который представляет в группе "иной" мир) дается прямая и недвусмысленная инструкция. Но зачем?
Месту камня в мифологии можно посвятить не одну статью. Остановимся на его очень важной функции: он - вместилище для мертвой души. Камни на могилах (и памятники) возникают из очень простого принципа: мертвый - одновременно "здесь" и "там". Если здесь ему позволить свободно бродить - он будет вредить. Но он же (и сказочные помощники, типа Яги это подтверждают) может одаривать благами. Блага, однако, даруются не всяким мертвым, а "привязанным" к месту - что может быть лучшим вместилищем для мертвой души, чем камень? Он не даст ей ходить и вредить - а придя к нему (или разместив его в нужном месте) можно получить от него толику благ. В первую очередь - связанных с плодородием и размножением (для земледельческих культур - основной мотив).
Дальше (и тоже самое, но с другими деталями происходит у Гриммов в "Йоганне") Булат поочередно мешает собаке, коню и корове убивая их. Когда за это Иван хочет его казнить - он рассказывает все и "казнит себя сам". Далее Иван совершает непонятное: получившуюся каменную статую он ставит у себя во дворце, причем - в "особой палате", куда Иван с женой "каждый день ходят плакаться".
У Гриммов - вообще они её ставят у себя в спальне. Приятно спать, наверное, в компании каменного мертвого слуги...
Если мы забудем о роли камней вообще (а с развитием культуры - каменных изваяний) в деле обеспечения плодородия - будет непонятно. А так - да, отдельная молельня для отправления личного царского культа. Причем, за время отправления этого культа у Ивана и Василисы рождаются дети. То есть - молились ("плакались") - результативно.
Когда дети уже чуть-чуть подрастают, камень - впервые! - заговаривает с Иваном. То есть, происходит явление духа высшего существа в камне (вполне себе обычное для мифа явление; можете вспомнить историю Иакова в Вефиле, месте, название которого переводится, как "камень бога"). И сообщает, что его, вообще-то можно оживить (вернуть "оттуда"), то есть, дух явится во плоти. Нужно сделать только одну малость: родившихся детей нужно убить и их кровью помазать камень.
Это любят подавать в руководствах для родителей маленьких слушателей, как "ради друзей надо жертвовать самым дорогим". Ага, именно так. Ради верного друга - и детей убить не жалко. Таков сакральный смысл сказки. Кто ж такое пишет-то, боженьки...
Это становится понятным, если опять вспоминать о роли каменных истуканов в плодородии. С точки зрения мифологического сознания - ничто просто так не появилось. Это духи дали. А больше всего - вот эти, которым специально "плачемся" и истуканы делаем. А у дающего есть полное право (с той же уже непривычной нам точки зрения) потребовать данное обратно. Причем, в той форме, в какой ему угодно. Скажет, каждый месяц ему новую девственницу в жертву приносить - извольте. Сказано: убить вот этих детей - не отвертишься.
Да никто, собственно, против никогда и не был. Духов опасно гневить - могут больше ничего не дать...
Но сюжет бы остался непонятен слушателю фольклора, если бы дети - опять не ожили (а не оказались бы просто обменяны на покровительство духа.
Ну, и пир на весь мир - куда уж без него...
Comments