Кристофер Вильям Эккерсберг, "Смерть Бальдра"
- Memento mori
- 4 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
А то, право слово, что мы все про греков, да про греков...
История Бальдра, которая дошла до нас впитала в себя множество напластований. И практику убийства вождя в Скандинавии, когда все плохо (в качестве наилучшего приношения гневающимся богам). И культуру объяснения процессов смены зимы и лета в природе (на экваторе, где такой смены нет - и легенд таких нет). И мифы о коварном убийстве бога. И христианские влияния...
В общем, много чего.
Так что, образ смерти в данном случае получился многослойный и очень интересный. Общий сюжет таков. Бальдр - ас (бог скандинавского пантеона), сын Верховного Бога Одина (все параллели с Иисусом - на личной совести читающего) и его жены Фрейи (тут параллели, скорее с греческими и египетскими мифами). Он - самый положительный персонаж скандинавских мифов, добрый и замечательный настолько, что от него исходит свет и при его появлении все кругом расцветает.
Как и у всех подобных героев у него были две проблемы. Во-первых, даже самых лучших никогда не любят все, где-нибудь да обнаружится слабое место. Во-вторых, у него был завистливый и злобный "коллега", Локи (вопреки распространенному мнению и Нику Перумову, не брат Одина и даже не бог - просто шибко умный великан-ётун, которому позволили жить в Асгарде.
Локи, как все понимают, замыслил недоброе. Но Бальдр не овощ с горы, он сразу почуял неладное и начал видеть вещие сны, предвещавшие ему смерть. И пожаловался отцу. Тот забеспокоился и отправился в скандинавскую версию царства мертвых. Где узнал, что да, погибнет. И скоро. Причем беда придет откуда не ждали: Бальдра убьет его собственный брат, слепой от рождения ас Хёд.
Дальше, как и часто в мифах, начинаются попытки отменить неизбежное. Один делится с женой. Фригг обходит всю землю, и берет обещание с каждого растения, металла, предмета и так далее, что он/она/оно не причинит никогда вреда её любимому сыну. Конечно, забывает кого-то попросить. В данном случае - омелу (ага, ту, из которой венки на Рождество плетут).
Асы, узнав, что Бальдр теперь неуязвим (про омелу-то они не в курсе) начинают развлекаться. В Бальдра стреляют из луков, мечут в него копья, бьют его всем подряд - а ему все, как с гуся вода.
Локи хитрый, он про омелу знает. Так что, делает специально из неё стрелу и уговаривает выстрелить в сторону Бальдра слепого Хёда: мол, ничего ему не будет, сам видишь (в смысле, слышишь). Тот стреляет... и Бальдр смертельно ранен.
Вина Локи не очевидна, но когда она вскроется - его накажут и весьма сурово (вспомните и Тантала, и Сизифа). Но это - другая история.
После смерти и традиционных похорон, асам становится не по себе. Локи-то без разницы, даже хорошо - а остальные не привыкли без самого славного из них. Один отправляет в царство смерти брата Бальдра, Хермода. Повелительница смерти Хель (как и со Стиксом, личное имя сейчас чаще употребляется для названия объекта, так что не удивляйтесь, если Хелем где-нибудь будут называть скандинавский Аид), в принципе, согласна Бальдра отпустить. При условии, что по нему будут плакать вообще все в мире живых. Как уже было сказано "вообще все" - это всегда очень плохая идея. Локи сам так сказать не может из-за репутационных рисков, но он обращается в великаншу, которая отказывается. Ну, раз так - Бальдр остается в царстве мертвых...
Это Локи тоже припомнят...
На картине (1817) на заставке, в принципе, опознаваемы все главные персонажи. Хёд слеп - это подчеркивается неуверенным жестом. Один, понятно, главный и сидит. Локи коварен, а Фригг (жена Одина) расстроена.
Comments