top of page

Лихо одноглазое

И снова мы не о сюжете, а о конкретном персонаже.

О Лихе чаще всего можно встретить упоминание, что оно (она? он?) - "персонификация несчастливой судьбы, неудачи". Это частая точка зрения на персонажей, про которых известно мало.


Хотя, как раз про Лихо нам известно достаточно, чтобы понять, что тут речь не о какой-то "персонификации".


Во-первых, Лихо - персонаж сказочный (а значит - мифический), а вот в народных верованиях оно встречается нечасто. Даже знаменитое далевское "не буди Лихо, пока оно тихо", похоже, все-таки про какого-то конкретного, а не про возможное несчастье.


Зато, в тех же самых народных верованиях очень часто поминаются "лихи" или "лихие" - нечистая сила вообще, вредоносные существа. Их не принято называть по имени, потому что так их можно призвать - потому и употребляются многочисленные "псевдонимы". "Лихие" - одно из них.


Во-вторых, абсолютно аналогичный образ присутствует и в сказках, но уже в образе однозначно мужском - великана Верлиоки (у Афанасьева - эти сюжеты вообще соседствуют). И даже "методы борьбы" с ними одинаковы - им сначала надо выколоть глаза.

И уж конечно, все сразу вспомнили историю из "Одиссеи" про циклопа Полифема. Если сравнить её текст с русской сказкой про Лихо, то аналогичность сюжетов очевидна. Одиссей выкалывает Полифему его единственный глаз - так же кузнец поступает с Лихом. Лихо съедает единственного спутника кузнеца, Одиссей теряет три раза по паре товарищей. И там, и там ослепленные плохиши занимают позицию у выхода, чтобы поймать героев. И там, и там выбраться можно, надев на себя овечью шкуру (в русской версии - тулуп наизнанку).

Так что, мы можем предполагать два варианта: либо речь о заимствовании (кем и у кого?), либо мы здесь имеем очень старый индоевропейский сюжет, который возникает еще до разделения праариев.


Это, косвенно подтверждается наличием в тюркских сказках аналогичного Полифему и Лиху персонажа - одноглазого великана Дели-Гёза, сюжеты с которым идентичны.


Если мы вчитаемся в текст сказки, то увидим, что происходит, собственно, вот что: кузнец целенаправленно отправляется в лес искать "лихо", мотивируя это тем, что пока его не знал. Очень странный поступок, если принять версию с "олицетвореним невзгод". Зачем, спрашивается? Не было их - так живи и радуйся. Человек, конечно, существо любопытное - но очень редко это любопытство доводит до самоубийственных поступков.


А вот если сказка тут просто следует старому сюжету мифа о необходимости после какого-то "пока" встретиться с неким лесным персонажем, то это понятней.

Что это за персонаж и зачем его искать? Из текста можно найти ответ и на этот вопрос: Лихо "обеспечивает" герою очень серьезную неприятность (кузнец, в итоге, остается без руки, которую отрубает себе сам). Искать такую в здравом уме никто не будет - но если предположить, что такое горе, есть цена (например, за будущее благополучие), то это логично.


Если к тому же мы вспомним, что в наиболее архаических культурах, обряд инициации в взрослую жизнь (который чаще всего, но не всегда, проводится именно с детьми - но ко взрослому, который почему-то не прошел инициацию будут относиться ровно так же, как к ребенку) включал в себя и переодевание зверем (тотемическим предком), и обязательное нанесение телесных повреждений (которое, чаще всего, интерпретируют, как "испытание будущего воина"; ага, полинезийцы и южноамериканцы девочкам зубы тоже ради этого выбивают) причем, иногда в ходе одного обряда... нам становится понятней смысл и сказки, и роль персонажа.


Лихо - это хозяйка ("женщина высокая, кривая, одноокая") дома инициации. С ней можно заключить договор о том, что в обмен на телесные повреждения она (оно?) обеспечит посвящаемому и его племени нормальную жизнь.

То есть, речь, по сути - о жертвоприношении. Одиссей, кстати, жертву приносить отказывается и просто сбегает. За что Посейдон (отец Полифема по мифу) его заставляет проходить долгий путь ритуального странствия, с невозможностью попасть на Итаку

Одноглазость (и Лиха, и Полифема, и Дели-Гёза) вполне понятный момент: нечет там, где должен быть чет - это признак неполноты, "плохости", "беды". После знакомства с Лихом/Полифемом герой должен сделать две вещи: окончательно его ослепить (стать для него невидимым) и "расплатиться" собственной полнотой. Конечно, в реальности речь никогда не шла об отрезанных руках (отрезанные ведьмами пальчики у детей, например в "Гензель и Гретель" - много более соответствуют историческим реалиям).

А если мы вспомним однорукого скандинавского Тюра (и ирландского Нуада) и одноглазого скандинавского Одина, то простора для анализа появится еще больше, не так ли? ))))


Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page