Русские былины. Михайло Потык, чем можно оживить мертвую жену.
- Memento mori
- 14 апр. 2019 г.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 10 мая 2019 г.
И где, собственно, находится остров Буян...
Для иллюстрации утверждения о том, что никакой принципиальной разницы между сказками и былинами (если только в способе исполнения) нет - былина (напомним: это просто устоявшийся термин; реально героические и бытовые песни этим словом никогда не назывались) о Михайле Потыке подходит, как нельзя лучше. Потому что основное е содержание - сказочное, несомненно. Конечно, с напластованиями (куда уж без них, об этом тоже скажем пару слов). Но тем не менее.
На всякий случай - вот один вариант. Как всегда, есть сложность в том, что былинный текст сложно и непривычно читать (а этот - еще и длинный). Но есть еще одно: кому-то могло доводиться встречаться с другим вариантом или его пересказом. В этом нет ничего удивительного. Когда - в XVII веке - былины начали целенаправленно записывать среди наиболее популярных была именно эта (тем более, что в ней Илья Муромец и Добрыня тоже упоминаются). Ссылки на все существующие варианты давать не будем: во-первых, нам было лень их искать, а во-вторых, не уверены, что это вообще возможно...
В общем, так. Потык (Поток) - один из киевских легендарных богатырей, которого князь Владимир Красно Солнышко (персонаж почти всегда, если и не отрицательный, то жадный и трусоватый... не отличался фольклор пиететом к власти) отправляет в разные земли
...корить языки неверные,
прибавлять земельки святорусские...
Христианская мотивация, понятно, является предлогом - основное "прибавить земельки". Все разъезжаются.
По иной версии князь отправляет Потыка (могучего богатыря, так, на секундочку)... настрелять ему к обеду белых лебедей. Подвиг, ага.
В любом варианте, Потык вместо того, чтобы выполнять задание, находит себе жену. Выехав в зону боевых действий, он сначала раскладывает шатер и пьет-ест, а потом ложится спать. От его дыхания во сне шатер колышется туда-сюда, что в "трубочку подзорную" (еще один явный анахронизм) видит дочка местного царя. И отпрашивается у папы: мол, три года я гуляла белой лебедушкой (оборотнем то есть), а теперь погуляла бы еще три красной девицей. Ну, а потом - можно и замуж. В лучших современных традициях, царь Вахромей ей разрешает. Не будь дура, дочка (её зовут Марья) сразу отправляется в чисто поле и предлагает богатырю с ним уехать.
Первым её замечает богатырский конь, который начинает "ржать и копьем мять сыру землю". Всем, надеемся, понятно, что копье здесь - эвфемизм: не мог богатырь лечь спать оставив коня с копьем, притороченным у седла (он, даже, когда у него жена умерла, сначала коня расседлал и пшеницы ему насыпал - и только потом собрал товарищей на совет)? В общем, чем-то там он мнет сыру землю...
Михайло сначала пытается её...поцеловать, в общем (тем более, что он только что с постели - "в тонких белых чулочках без чоботов и в рубашечке без пояса", но она сообщает ему, что сначала - в церковь. Он отвозит её в Киев, где она крестится, они венчаются - и давай "детей наживать".
Очень важное событие происходит до свадьбы: Марья-лебедушка убеждает богатыря поклясться - с ней вместе - в том, что, если один из них умрет - другой ляжет с ним в могилу на три года. Для христианского сознания - это неимоверная языческая ерунда, но былины-то (и сказки) создавались не на христианской основе...
Когда собираются все разъехавшиеся богатыри, они рапортуют о достигнутых успехах в деле "корения языков" - а Михайло Потыку и сказать-то нечего. Он банально врет: мол, был у царя Вахромея, и увез у него (выиграл в шахматы) сорок телег денег. Но у телег подломились оси - и ему пришлось закопать их по дороге.
И тут мы выясняем чудесное: Вахромей - не просто чужеземный царь. Киев платит ему дань. Ну, раз деньги "найдены" - то их вместо дани и решают отправить. А послать кого? Потыка, конечно же. Проблема только в том, что денег-то реально у него нет. Но он не унывает, а едет прямо к царю Вахромею (который о дочке и не беспокоится), предлагает ему сыграть - и выигрывает.
Тут к нему прилетает голубь (о том, что голуби - вестники смерти мы уже писали в разборе колыбельных песен) и сообщает, что жена его умерла. Михайло скачет в Киев (туда было пути три месяца, обратно - три дня, так на то он и богатырь) и там устраивает себе похороны вместе с женой.
Вот тут и появляется слово "буевка", в смысле "кладбище". "Буякини", творящие "ручной блуд" в древнерусском "Слове об идолах" - это не "буйные распутницы". "Остров Буян" в "Сказке о царе Салтане" - тоже не случайное название...
С собой (и это не уникальное действие, так поступают многие герои, отправляющиеся "туда") он берет не только еды на три года, но и оружие. В подземном мире его с женой, положенной в ту же двухместную гробницу хочет съесть змея. Но он её бьет - и она оживляет его супругу.
Есть три версии, как это происходит. По одной - он её убивает, отрубает голову и проводит по телу срезом. По второй и третьей - змея остается в живых. Она либо подсказывает Михайле выдрать ей зуб и провести по Марье им - либо приносит живую и мертвую воду. Обращение с ней - стандартно для сказок, как и метод проверки.
Дальше некий иной царь Иван Окульевич, подступает к Киеву с войском. Потык всех убивает - и ложится спать. А Окульевич в это время увозит его жену (не похищает, она сама решает изменить мужу). Проснувшись богатырь пускается за ней вдогонку - но она (три раза!) ухитряется его опоить. И все три раза новому мужу предлагает его убить - но тот отказывается: мол, непорядочно так.
В некоторых вариантах - скорее всего, более поздних - роль похитителя играет Кощей Бессмертный. Но, поскольку он сам персонаж достаточно поздний - то и тут можно констатировать, что это именно поздние варианты.
В итоге, два раза его выручают Илья и Добрыня, а на третий раз - некий "старичок со сторонушки" (потом выясняется, что он - святой Николай). Он опять лезет на рожон - и опять напивается. Марья-лебедушка его распинает на городской стене, а выручает его (если бы было наоборот - то это был бы вариант "Кощея Бессмертного", освобожденного Иваном) сестра Ивана Окульевича, Настасья. Он отправляется наказать изменщицу - и чуть было опять не выпивает сонного зелья, но Настасья (тоже уже убедившая его взять её замуж) толкает его под локоть.
Марью наказывают. Тут тоже есть версии. По более гуманным - просто Михайло отрубает ей голову. По наиболее частым - вся честная троица привязывает её к хвостам коней (или одного) и её разрывает на части. В общем - былинной Миледи не повезло так же, как и литературной...
Comments