Смерть в кино. "Американская история ужасов" - Беэр Шохат и её "коллеги".
- Memento mori
- 1 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Смерть изображалась не только на картинах. Было бы странно, если бы к этому образу ни разу не обращался кинематограф. И в нем внимание уделялось, как обстоятельствам смерти конкретного человека - так и Смерти, как таковой. То есть, она становилась полноправным действующим персонажем. Самый яркий пример, конечно же, Смерть в "Седьмой печати" Бергмана, где на отношениях между ней и главным героем построен сюжет.
Но кто сейчас смотрит Бергмана? А если вспоминать самые яркие образы Смерти в современных картинах, то одно из первых мест точно займет Шахат, Ангел Смерти из "Американской истории ужасов". Сериал, конечно, не всеми признается "высоким жанром", но то, что они имеют большое влияние на зрителей - никто, наверное, отрицать не будет. У многих (в том числе и у "Американской истории" есть свои сообщества, сайты и даже wiki-странички).
Однако даже не все фанаты в курсе, что Шохат - не просто выдумка сценариста, а её образ - не просто фантазия режиссера. Можно встретить ссылки на то, что Шохат (вернее, Беэр Шохат) - это имя одного из подручных Ангела Смерти Самаэля в иудейской мифологии. Это не совсем так. Беэр Шохат - это "Могильная яма", одно из мест в аду, по представлениям иудейской мифологии. Его управитель - Ниацриэль. Вот он - действительно, помогает ангелу Смерти (правда, этого ангела иногда называют не Самаэль, а Сатан - да-да, тот самый). И то, не всегда. К прямым обязанностям Самаэля-Сатана относится присутствовать при кончине смертельно больных. В его руках кинжал, на конце которого находится яд, в таком количестве, чтобы упало ровно три капли. Когда ангел появляется у ложа умирающего - тот в ужасе открывает рот: выглядит Самаэль страшновато, и весь покрыт глазами, по описанию Талмуда. С конца лезвия в этот рот падают одна за другой три капли - и человек умирает. Действие этих трех капель по сути повторяет (кто фотографировал еще на пленку - помнит) - проявитель-закрепитель-фиксаж в фотолаборатории. Первая прекращает жизнь, вторая вызывает смерть, а третья - окончательно фиксирует результат, чтобы человек уж точно не вернулся. Вот Ниацриэль и следит за тем, чтобы перед таким выездом Самаэля к умирающему, на кинжале был яд, причем столько, чтобы хватило на три капли. Кома, из которой человек не выходит, с точки зрения иудеев - это косяк Ниацраэля: яда оказалось маловато, жизнь (не с медицинской точки зрения, а с "общебытовой) прекращена - а смерть не наступила.
Образ Беэр Шохат (её имя даже пишет на иврите один из пациентов, призывая её) в сериале качественно иной. Она - не подручная Сатаны, более того - она вообще не занимается ядом. Если она долго целует кого-то - это человек умирает, но Сатане его душа не достается (что вызывает у Дьявола понятное раздражение). Правда, приходит она по собственной инициативе, так что, для гарантированного избегания ада её нужно позвать.
Внешний образ Ангела Шохат тоже обусловлен европейским видением Ангела Смерти. Нужно понимать: Ангел Смерти - это не Смерть; их образы в культуре отличаются. Вот пример - Уильям Хогарт, "Сатана, Грех и Смерть" (1740):
На сложной символике картины (и на том, почему из живота у женщины, олицетворяющей Грех выползает змея) останавливаться не будем. Нам важно, что Сатана (который, как мы помним, Самаэль и Ангел Смерти) от Смерти однозначно отличается. Ну, собственно он и отвечал за другое - не за саму смерть человека, а за её посмертное продолжение. И его внешний вид содержит все важные для нас элементы: у него есть крылья (все-таки он - Ангел, хоть и Падший) и оружие (правда, здесь - не кинжал, а копье). Смерть, кстати, держит стрелу - общепризнанный символ Амура-Купидона-Эрота и Любви (см.).
Ангел Шохат из "Американской истории ужасов" сохранила крылья , но вместо кинжала с ядом пользуется поцелуем. Что, как бы, намекает нам на её истинную роль. И пусть она не совпадает с изначальной трактовкой образа - в европейском искусстве у нее есть вполне понятный прототип: "Ангел Смерти" у прерафаэлитов или в еще более позднем искусстве. То, что изображалось, как однозначное воплощение Зла, ближе к нашему времени стало пониматься не столь однозначно (да и смерть - такая же необходимая часть земного существования, как и жизнь - так что, её Ангел не обязательно так уж плох - и с этим согласились бы и древние греки, и древние иудеи... да и многие наши с вами современники)...
Comments