Смерть в культуре разных народов. Почему люди умирают? Алтайско-тувинская версия.
- Memento mori
- 1 мар. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Над этой загадкой многие ломали и ломают голову. А вот аборигены Алтая и Хакасии (и вообще большая часть тюркских народов) - по этому поводу не волновались, у них все было понятно.
Конечно, должна была быть какая-то причина (она в мифах всех без исключения народов есть, что иногда приводит к крайне любопытным ритуалам). Тут она в следующем.
Есть, как известно, всем, кто исповедует ту или иную версию шаманизма, верхний мир и нижний мир. А между ними - мир людей. В верхнем мире живет бог-творец всей Вселенной. Его имена могут различаться в разных тюркских языках, у алтайцев это Кудай (в Хакасии - Худай). Для каждого тюркского племени им созданы специальные божества, так сказать, для внутреннего употребления. У алтайцев это Ульгень.
Ульгень - он прародитель людей. Люди, понятно, это только тюрки во всех их видах, остальные - так, непонятно кто (это вообще свойство старых верований и даже языков: слова "человек" и название народа обычно совпадают).
А вот землю, на которой люди живут - творил Кудай. Для этого был нужен ил из-под изначальных великих вод, которые покрывали весь мир. Чтобы его достать, Кудай привлек к делу Эрлика, сейчас бога подземного мира. Тогда - просто малоприятного персонажа, обладающего, впрочем, великой силой. Ил он достал ртом (правда, отдал не весь). Кудай сотворил из него землю - и отдал Ульгеню, чтобы тот разместил её в пространстве. Ульгень был бог-перфекционист, и сделал землю идеально ровной. Тогда Эрлик выплюнул на неё то, что утаил в защечных мешках - и появились горы, холмы и прочие неровности. Ульгень обиделся и послал воевать Эрлика своего подручного великого богатыря (а судя по описанию "целиком из стали" - боевого робота). Тот победил. Эрлик вынужден был признать свое поражение - но выпросил себе "места на земле, чтоб воткнуть посох". Место было милостиво дано - тогда Эрлик воткнул посох и проткнул землю насквозь. Из получившейся дырочки в мир полезли всякие гады, за ними - болезни, несчастья и сама смерть. А Эрлик спасаясь от гнева Кудая и его подручных - шмыг в эту дырку и обосновался под землей. Там он оборудовал точно такой же мир, как здесь. Поэтому, после смерти тюрки и кладут в могилу имущество покойного (обычно ломая его) и забивают его скот. Там скотина оживет, скарб станет опять целым - и будет человек жить-поживать.
Справедливости ради нужно отметить: есть еще она версия. По ней смерть была не просто выпущена Эрликом из-под земли, а входила в изначальную комплектацию человека. Ульгень тела-то сотворить смог, а вот души в них подсадить - силенок не достало. Так что он положил тела сушиться, быстренько создал собаку, чтобы сторожила - и помчался к Кудаю, просить помощи. А Эрлик - тут, как тут. Собаку отвлек приманкой и быстренько вдохнул в людей души (у него-то на это сил достало). Согласно наиболее популярной версии - через задний проход. Когда Ульгень вернулся - все уже было сделано. Люди ожили - но были изначально смертными. А Эрлик обеспечил себе постоянное пополнение своего царства новыми гражданами: не все ж с духами только общаться...
Ульгеня тюрки не то, чтобы не любили, но изображений его не делали. Зато Эрлика изображали много и с удовольствием. На заставке - удачное фото его статуи в капище. Ниже - несколько миниатюр с ним. Если вам покажется, что на некоторых он больно похож на буддийского Яму (который в ламаизме заведует адом) - то это так и есть. Перемешивание буддизма с шаманизмом давало именно такие странные результаты...
А вот ритуальная маска Эрлика, которую шаман одевает на обряд поклонения:
Comments