top of page

Смерть в сказках. "Ведьма и Солнцева сестра"


Сегодня попробуем разобрать, хоть и не особо длинную - но не очень известную сказку. Хотя, в сборнике Афанасьева (пока идем по нему) - она есть под номером 53 (то есть открывает собой категорию "волшебных сказок". Поскольку сказка менее известная, чем какая-нибудь "Василиса Прекрасная" - то мы настоятельно рекомендуем: откройте текст в параллельном окне. Ну, ведь, скорее всего, даже не слышали о ней...

Если что - текст есть тут, например.

Сразу отметим: под этой сказкой - очень несложный (а значит, скорее всего - очень древний) миф об устройстве мира. В числе всего прочего - о приходе в мир человеческой смерти. В ней множество подробностей, которые вообще расцвечивают сказочные сюжеты (из-за чего и создается ощущение, что сказок много и все такие разные - хотя это и не так совсем). Но эти подробности - несущественны. Без них или с заменой на другие, аналогичные по функциям - сюжет бы ничего не потерял и не приобрел.


С самого начала мы встречаемся с удивительной подробностью - главный герой "с рождения нем". Как обычно, непонятная (и ненужная) подробность заставляет задуматься: откуда она мгла взяться?


Конечно, немота (как и слепота или отсутствие телесных выделений) - однозначный маркер смерти. Но герой (в сборнике - традиционный Иван-царевич) - совсем даже не мертв. Более того, он примет участие в целом ряде приключений.


Тогда, в чем дело?


Ответ, как ни странно, знаком всем по целой куче других сказок. Самый яркий пример - андерсоновские "Лебеди". Если вспомните, там сестра берет на себя обязательство совершить обряд превращения братьев из лебедей обратно в людей. Кроме шитья специальных рубах, она должна за все время работы не произнести ни единого слова (звуки можно). Что, в итоге, становится причиной её осуждения на казнь, как ведьмы...


Но, Бог с ним. У нас своя ведьма будет. Важно другое: немота могла быть неким обетом, который берется на себя (или возлагается кем-то) до какого-то итогового случая.


Но тогда, Иван-царевич должен обрести голос? Это и происходит. Причем, в самом начале сказки (почему и говорим, что эта подробность по сюжету не важна - хотя рассказчик и пытается придать ей логический смысл).


Правда, случается это после того, как поступить именно так (обратиться к отцу с просьбой) ему рекомендует другой персонаж - конюх. У него есть две особенности. Во-первых, как конюх, он ухаживает за лошадьми. В славянской (то есть, индоевропейской) культуре, в которой изначальный образ быка, как основного культового животного очень рано сменился образом коня - это однозначный маркер причастности к каким-то высшим силам.


Во-вторых, Иван-царевич ходит к конюху не просто так. Он к нему ходит "слушать сказки" - то есть, мифы. Проходить обучающую часть посвящения во взрослые люди; узнавать, как по мнению племени устроен мир.


То есть, мы имеем мальчика (двенадцатилетнего по тексту), который посещает на постоянной основе некоего учителя, связанного с потусторонним миром.

В это учение, скорее всего, его отдала мать, что будет понятно дальше.

По сказке, вместо очередного рассказа, конюх говорит юноше: пойди-ка к отцу, попроси у него самого лучшего коня и быстрей уезжай куда глаза глядят - скоро родится твоя сестра, которая будет ведьма и всех съест. Заметим "конюх" не сам выдает ему лошадь - он должен пойти к отцу и попросить. Да, конечно, вежливость и почтение к старшим - но ситуация-то аховая, можно было бы и пренебречь. Самый логичный вывод - у этого "конюха" просто нет таких лошадей, на которых мог бы ездить царевич.

Образ шамана, как владельца и управляющего специфическими, не доступными всем подряд ездовыми животными - очень распространен по всему миру.

Царевич идет к отцу и "отроду впервой заговорил с ним" и попросил... коня покататься. Вот впервые в жизни заговорил - и сразу про коня. Как в анекдоте про то, что "раньше гренки никогда не были пережарены". Рассказчик пытается ввести логику в повествование: мол, царь так удивился, что сразу выдал коня. Сами подумайте, вы бы в такой ситуации, настолько удивились, что коня бы выдали? Или все-таки вызвали бы всех доступных докторов, чтобы понять, что вызвало такое внезапное излечение от врожденного недуга?


Но все становится понятно, если речь о том, что а)немота царевича не была врожденной, а началась с момента отдачи его в обучение - как одно из распоряжений учителя-шамана (по каким-то сакральным причинам) и б)если заговоривший царевич представлялся не вылечившимся, а просто перешедшим на новый уровень подготовки. И пришедший за конем - чтобы выполнить задание нового уровня.

Возможно, что Иван и правда до того с отцом ни разу не разговаривал. Если, например, жил на женской половине, а потом начал - по инициативе матери - проходить какую-то специальную подготовку. Учитывая роль женщин в ранних земледельческих культах - подготовку, например. для служения богам плодородия.

Дальше, как положено в сказках. Конь, прохождение обязательных этапов от дворца к божественным чертогам. О таких этапах (они бывают разные в разных сказках - но общее между ними заметить при некоторой внимательности несложно) уже столько раз говорили, что повторяться не хочется. Читайте другие статьи серии, там есть.


Важно, что в итоге, герой прибывает к "солнцевой сестре". Но, стоп - мы не знаем ни о какой сестре славянского солнечного бога, Даждьбога.

Отдельного бога Сварога, чтобы там ни думали неоязыческие "религиоведы" и ни пел Кинчев, скорее всего, вообще никогда не было. В отличие от младшего бога огня, Сварожича.
Да и от Даждьбога, кроме упоминаний ничего не осталось - древние кумиры были полностью уничтожены при религиозных реформах святого Владимира. Это - новодел, 1998 год

Мы, правда, знаем о его жене. Ну, как о его... У западных славян точно была богиня плодородия и жена местного небесного бога (солнечный - это "понижение в статусе" слишком абстрактного небесного божества), Жива, Джива. Латинские этнографы считали её аналогом римской Цереры (и греческой Деметры). Чтобы сделать изложение более логичным, её вполне могли "назначить" сестрой солнечного бога.


Важно то, что - как мы узнаем в самом конце сказки - живет она не просто на вершине горы, а непосредственно, на небе. То есть, представляет собой уже не человеческого, а "небесного" учителя для Ивана.


Возможны два варианта. Либо сказка содержит то, что не только не сохранилось в любых данных о мифах - но и в археологических находках (а их много). И, в славянской мифологии, у Солнца действительно была сестра. Либо речь о внесенной рассказчиком симметрии: на земле ведьма-Смерть, на небе тоже женская сакральная фигура, Солнце-жизнь.

Важный момент. Легко можно встретить утверждения, типа "образ солнца был значим в мифах всех народов, во всем мире ему поклонялись и приносили жертвы". Нет, не во всем. Совсем. Солнечные божества и их культы - это не просто позднее явление. Они известны только в относительно цивилизованных обществах с сильной центральной властью (как в Америке, культ Солнца существовал только у инков и атцеков). И то, не во всех. Более архаичные, охотничьи племена культа Солнца не знали. В той же Африке - хотя, казалось бы - Солнце, как бог, которому совершают обряды, был практически неизвестен. Но это так, к слову...

Сюжет движется дальше. Иван тоскует по дому (хотя конюх сказал: ведьма всех съест) и просится домой. Солнце его, в конце концов отпускает. Он прибывает в родной дворец, сестра (никогда его не видевшая) сразу узнает его и хочет съесть. С помощью волшебной мышки (про мышей было в разборе "Курочки Рябы") герой спасается и возвращается обратно, в солнечный дворец. По пути с ним происходят стандартные для сказки приключения - но самое важное в конце: ведьма требует у Солнца выдать Ивана, и получает отказ. Но потом, она сразу предлагает другой вариант: а давай мы будем на весах (как понятно - примитивных, в форме качелей) взвешиваться. Кто кого перевесит - тот другого и убьет.


И Солнце - тут рассказчик не успел "поправить логику" мифа - соглашается. В итоге, ведьма (существо сакральное) не просто перевешивает - а наступив одной ногой на весы забрасывает Ивана прямо в чертоги Солнца. То есть, он оказывается единственным на всей земле, избежавшим смерти.


Ведьма, заметим, остается в "этом" мире и никуда из него не исчезает. На этом сказка... неожиданно заканчивается. Никто никого не побеждает - просто один человек спасается от смерти, а все остальные, теперь - живут вместе с ней.

Это - стандартная история бессмертного первопредка, который ушел на небо. Почему ему так повезло? Потому что правильным вещам учился у правильных людей/существ. А всем остальным досталась смертная жизнь...


Но в виде сказки (тем более детям) такую простую историю рассказывать неинтересно. Вот и появляются приключения, хитросплетения сюжета и волшебная мышка.

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page