Триумф Смерти Брейгеля - энциклопедия ужаса
- Memento mori
- 22 февр. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 8 мая 2019 г.

Большие нравоучительные полотна художников "Северного Возрождения" (самым известным из которых - и почти зачинателем жанра - является Иероним Босх) берут свой исток в христианских фресках Страшного суда. Грехов насчитывалось много, грешников - еще больше. Мучения и казни для них были разнообразны... в общем, на ограниченном пространстве изобразить надо было много.
Традиция, перенесенная на изображение уже этого мира дала много гениев, с отточенной техникой миниатюры (тот же Босх). Но самое известное полотно про смерть написал, все же, живший в следующем веке Питер Брейгель Старший. Его "Триумф смерти" - это концентрация "в одном флаконе" всего, что входило в представление и обычное изображение смерти в его время.
Кроме хорошо известной Брейгелю традиции "много маленьких фигур, много действия, много сюжетов" (которой он восхищался у Босха и которую заимствовал) мы сразу можем увидеть отсылку к двум стандартным традициям - изображению Danse Macabre и южные фрески "триумфа смерти" (о которых еще будет).
В полотне собраны все "популярные" варианты смерти для человека того времени.
На горизонте - пожар и вихри (они же могут намекать на эпидемии). Повсюду разбросаны изображения казней - людей колесуют, вешают, рубят им головы - и даже топят в не до конца еще пересохшей реке. Но она скоро пересохнет - и смерть от жажды присоединится к своим "коллегам".
На переднем плане на мертвой лошади (что подчеркнуто худобой и ненатуральным цветом) - Смерть ведет в бой войско скелетов. Щиты с крестами - это не символы христианейшего рыцарства. Это крышки от гробов, которые несут скелеты.
Как в пляске смерти потенциальными (или уже случившимися) жертвами являются все - и король (в углу слева), и воин, и простолюдин. Пытающиеся противостоять воинству смерти, кажется, ухитряются прорвать строй её войска и скрыться в убежище... но это - лишь ловушка для них (в форме гроба, конечно же).
Попытка спастись в лоне церкви тоже будет обречена на провал - фигуры в белом с крестом (слева в середине) - тоже скелеты (казнящие и пытающие людей).
Есть и те, кто погружается в глубокую скорбь от осознания неизбежности собственного конца. И те, кто пытается спрятаться от неизбежного (глупость этого подчеркивает образ шута, залезающего под стол). И те, кто не обращает на происходящее никакого внимания: двое влюбленных, поглощенных собой и мелодией лютни (в углу справа).
И надо всем происходящим бьёт колокол - но дергает за веревку опять же скелет...
Смерть везде...
Comments