Эгон Шиле - смерть и любовь (часть 1)
- Memento mori

- 2 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Если главный живописец смерти на войне - Василий Верещагин, то художник, больше всего уделявший ей внимание в жизни, без сомнения - Эгон Шиле.
Если у Верещагина смерть - отдельная реальность, которая властно призывает к себе человечество через войну, бедствия, болезни и прочее - то у Шиле она наполняет собой все.
Если Верещагин стоит на позициях классической русской живописи - Шиле, ученик Климта, австрийский экспрессионист.
И нельзя рассказать об одном - и не рассказать о другом.
Родившийся в крохотном австрийском городке мальчик хотел рисовать с детства. Тогда он еще не знал, какая именно тема станет для него главной. Но, кроме живописи его не интересовало ничто - друзей он не заводил, учился безобразно, экзамены проваливал почти все. Когда ему исполнилось 15 лет его отец умер от запущенного сифилиса. В условиях того времени, это означало - впав в безумие задолго о смерти. Несмотря на это, Шиле сильно любил отца и горевал по нему (и до конца жизни он не простил матери то, что она "горевала недолго и неправильно").
Тот же возраст - время первых любовных приключений Эгона. Первая связь, первый секс... Так в его мировоззрении намертво сплелись смерть, жизнь и секс.
После смерти отца юноша уезжает к семье дяди в Вену. Там - становится студентом сначала школы искусств и ремесел, а через год - Венской художественной академии. Он проявил себя настолько талантливым живописцем, что был принят в Венскую академию в 16 с небольшим лет - самым юным студентом того времени. Тот же профессор, который примет его в свой класс, через год откажет Адольфу Шикельгруберу (а ведь вся мировая история могла пойти иначе, если бы его приняли и они познакомились, например).
Впрочем, в Академии Шиле не задержался. Произведя неизгладимое впечатление на профессоров (и даже на самого Гюстава Климта, который лично занимался обучением и развитием молодого дарования) - он был уличен в том, что познавал своих моделей, скажем так, не только в виде художественных образов. Сам Шиле был убежден, что проникнуть в суть он может только так, через максимальное сближение. Это представление останется с ним до кона жизни (всего 28 лет).
Тем не менее, уже в 17 лет он проводит свою первую выставку, а в 18 его приглашают выставить свои картины на одном вернисаже с Климтом, Ван Гогом и Эдвардом Мунком.
Творчество Шиле переполнено двумя темами (вы уже догадались, полагаю) - смертью и эротикой. И почти всегда - их связью. Но смерть в его работах присутствует, все-таки, чаще. Даже лица живых (если не брать в расчет порнографические картинки, которые он рисовал для заработка) почти на всех его работах - это лица мертвецов.
Из ярких примеров - работа двадцатилетнего Эгона Шиле "Умирающая мать" (1910).
В ней - весь художник. Ребенок на картине жив - но мать уже умирает, и умирая - заключает ребенка в кокон смерти. Младенец - яркое красное пятно в центре композиции - но, вокруг него, черная спираль небытия. Руки матери - это не защита от смерти, это её, смерти, паучья хватка. Вспомним, что тема матери и "неправильной любви" - ключевая для Шиле после смерти отца.
Развитие эта тема получает в следующем году, в работе "Беременная женщина и Смерть".
Мы еще вернемся к жизни этого великого живописца смерти (не оставившего тему и после), на картинах которого даже обнаженные женские тела в любовном экстазе похожи на трупы...





Комментарии