Эмилио Сала Франсес, "Изгнание иудеев из Испании".
- Memento mori
- 11 мар. 2019 г.
- 4 мин. чтения
Образ, на первый взгляд вполне мирный. Но все будет плохо...
Когда вглядываешься в такие истории важно понимать: для многих систем управления (а тем более, для авторитарных) любое инакомыслие представляется угрозой по определению. Во времена, когда инакомыслие существует исключительно (или в основном) религиозное - т.е., грубо говор, 95% населения некоего государства исповедуют одну религию. но есть 5% отщепенцев - эти 5% всегда воспринимаются как а)несущие угрозу для остальных и б)как потенциальные (а чаще реальные) агенты влияния стран или обществ, исповедующих ту же веру. Отнюдь не только евреи в Испании (да и в других странах) оказывались в положении "внутреннего врага". И испанские мусульмане (покрестившиеся, естественно, "мориски"), и тамплиеры во Франции, и старообрядцы в Московском царстве (там, правда был иной процент), и мусульмане в буддийской Мьянме - многих и многих это подводило. Ближе к новейшему времени, когда религии оказались массово заменены светскими квази-религиями - ничего особо не изменилось (так в современной России исповедующие квази-религию либерализма приравниваются значимым большинством к "национал-предателям"). Так устроены государства, основанные на национальных и религиозных мифах. Поэтому, нам важно смотреть на прошлые случаи - они позволяют лучше понимать настоящие.
3 августа 1492 года закончился трехмесячный срок для всего еврейского населения Испании, когда они были обязаны либо перейти в христианство, либо покинуть страну. Нет, никаких репрессий по отношению к ним объявлять не угрожали. Просто до 3 августа вся иудейская община находилась под защитой закона - а после уже нет.
То есть, никакое преступление, совершенной испанцем по отношению к еврею с этого дня не было преступлением. Если тебя изнасиловали или ограбили - все, в суд обращаться бесполезно: ты больше не являешься субьектом права.
Продавил это положение (так называемый Гранадский Акт) - небезызвестный Томас Торквемада. Причем, сделал он это, похоже, безо всякого расчета на собственную выгоду в этом мире. Поводом послужил первый фактор ("все должны быть христианами - евреи принимают христианство - но среди новообращенных евреев много плохих христиан, которые плохо влияют на испанцев), а реальной причиной - второй (плюс к тому, евреи занимались ростовщичеством, "подрывая экономику империи").
Собственно, этот момент изображен и на картине(1883) - Торквемада оглашает свои обвинения представителю еврейской общины Альгамбры. надпись над троном "Tanto monta" - часть официального девиза королевской четы, равноправных королей двух составляющих будущей испании, Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского - "Tanto monta, monta tanto, Isabel como Fernando", "все едино, Изабелла равна Фердинанду". Восходящего, кстати, к словам Александра Македонского про "гордиев узел": "развязать или разрубить - все едино".
Чем это закончится - было понятно, так что испанские евреи засобирались. Кто - в церковь, креститься - кто в эмиграцию. Оба варианта "были хуже". Эмиграция массово заканчивалась точно так же и в других странах (рано или поздно там принимались свои законы об изгнании евреев).
А кое где им давали просто ограниченный срок на переход в христианство - а потом... Так, например, получилось в Португалии. Через два года всех, кого могли поймали и крестили насильно (дав много работы португальской инквизиции) - а остальных просто продали в рабство в Африку. А еще через два года - выгнали из страны всех, кто остался (христианами). Уже не по признаку веры, а из-за национальности.
Переход в христианство позволял временно задержаться. Но теперь еврей (которого раньше не преследовали за веру) попадал под пристальное внимание инквизиции и своих соседей. Если он не хотел до конца отказываться от веры предков - это было очень легко заметить. Отказ от свинины и работы в субботу были наиболее очевидны. А христианин, который тайно исповедует какую-то другую веру, уже не просто еврей, а еретик и клятвопреступник. И первое, что с ним делали - лишали всего имущества в пользу короны. Не остановился - добро пожаловать на костер (вопреки легендам, колдунами и ведьмами инквизиция почти не занималась - это развлечения протестантских церковных судов).
Но будем справедливы: в протоколах испанской инквизиции (весьма бюрократической организации) - почти 50 тысяч дел. Из них приговор о смертной казни и передача обвиняемого гражданским властям (то есть на костер) - меньше 2 процентов.
В общем, из 850 тысяч населения тогдашней Испании четверть (а по некоторым данным - больше трети, около 300 тысяч человек) - уехала. Распродав все вещи - как правило за бесценок. Вывозить их запрещалось (кроме носильных - и не украшений), а продавать в условиях, когда хочешь-не хочешь, а у тебя три месяца и не больше - сами понимаете, не поторгуешься. Сколько предлагают, за столько и отдаешь.
Да и если бы все дело было только в лишении имущества (болезненном, но все-таки не смертельном). Почти сразу после опубликования эдикта по всей Испании катится волна погромов. С самым крупным - Севильским.
Да, наши черносотенцы не изобрели ничего нового. Ни в аргументации, ни в действиях.
Случившееся надолго (до налаживания постоянного экспорта золота и серебра из Америки) подорвало экономическую жизнь Испании. Да, многие местные разжились имуществом по бросовым ценам - но зато исчезли все финансисты (и тем более, кредиторы). Даже королю стало негде занимать денег на новые войны (хотя, как раз в 1492 году и закончилась реконкиста - 2 январа капитулировал последний оплот мавров в Испании, Гранада) и возникла мысль, что можно обойтись и без еврейских денег...
В общем, образ на картине, вроде бы, мирный - но на нем начало новой эры. И массовых смертей - в погромах, в изгнании, у себя дома на костре...
Кстати, то, что евреев не любили, вызывалось еще и их иным подходом к демографии. В средней еврейской семье того времени было 4,5 ребенка - а в средней христианской - 2, 1. Так что, беспокойство правых сторонников чистоты расы "они нас вытесняют" - тоже не новая штука... )))
Comentarios