top of page

Библия. Жертвоприношение Исаака


Обычай принесения в жертву первенцев - видимо, был общим для древней Палестины. Количество ссылок на него в Библии весьма велико. В основном, подобным практикам подвержены народы и властители "нечестивые", делающие "зло перед лицом Господа". Но и царь Саул (персонаж не однозначно негативный, защитник веры) пытался принести в жертву своего старшего сына Ионафана.

Когда в войне с филистимлянами что-то пошло не так

Да и Авель принес на алтарь именно первенцев. Правда не своих, которых у него не было - а "от тука стад своих".

Чаще всего палестинские язычники совершали подобные ритуалы при закладке городов. Как Ахиил Вефилянин, который восстанавливал Иерихон (3 Царств, 16:34): "... на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его..."

Притом, что сам обычай был привычен и укоренен в сознании (если что не так - неси в жертву первенцев), иудейская духовность его осуждала. Детские кровавые жертвы (существовавшие и часто встречавшиеся) - считались признаком языческих, "не истинных" верований - либо отпадения от завета с Богом (как у царей Манассии и Амоса).

Похоже, что в некоторых маргинальных иудейских сектах их если и не практикуют до сих пор, то, по крайней мере, снисходительно относятся к самой идее... Они опираются на упоминание в 19 стихе 22 главы книги Бытия: "...возвратился Авраам к отрокам своим..." (в греческом переводе - "...к слугам..."). Один возвратился, без Исаака. Все-таки принеся его в жертву.

Приказ от Бога принести в жертву именно Исаака (первого и последнего сына старика Авраама) - конечно, плохо сочетался с образом Бога, который "милости хочет, а не жертвы". Однако, для Авраама такой приказ является горьким - но уж никак не необычным: так поступали многие боги того региона. Исаак, впрочем, остается жив.

Когда нож уже занесен, Бог останавливает ритуал и обращает внимание Авраама на то, что "в кустах рогами запутался агнец" (частый образ в вавилоно-шумерском искусстве):

Статуэтка барана, запутавшегося в кусте из Ура. Баран (овен) вообще значимый символ в иудейской культуре, хотя и уступающий по популярности агнцу (ягненку). Про него множество упоминаний в околоканонических легендах. Баран был, якобы, сотворен не как все остальные животные - а в первый день творения. Именно из бараньих жил были сделаны струны у арфы царя Давида. Шофары, в которые дуют на праздники - это именно бараньи рога, и по народной вере их смысл именно в том, что их звук напоминает Богу, что все евреи "готовы связать себя для Него" (принестись в жертву)

Иудейские религиозные законы осуждали такую практику и она была заменена "гуманным" обрезанием крайне плоти полового органа младенца на 8 день после рождения. Христианство отменило и этот "заместительный" ритуал, заменив его крещением.


Уже у ранних христиан существовало понимание, что такая жертва (видимо, считавшаяся действительно совершенной) - провозвестие жертвы Христа. Этот же сюжет давал материал для утверждения недостаточности исключительно веры для спасения души ("...не делами ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник сына своего..." - послание Иакова, 2:21). Иудеи же сосредоточились на покорности божьей воле у Авраама и "объяснительном" аспекте (т.е. - мифологическом): вот так и произошла замена человеческих жертв на животные...

Кстати, в исламе этот сюжет тоже известен. Абрахам и его сын Исмаил участвуют в аналогичных событиях (не еврей Исаак, понятно). Поступок Абрахама воспринимается, как символ полной покорности человека Богу (что, собственно, и означает термин "мусульманин" - "предавшийся", "покорный").

Исламская (!) фреска (в европейкой стилистике) в Ширазе.

Самая красивая из современных трактовок сюжета принадлежит Дэну Симмонсу ("Гиперион") - не Бог испытывает Авраама, но Авраам - Бога. Отведя нож рукой ангела, Бог "заслужил право стать его, Авраамовым Богом).

А самая известная - у Серена Кьеркегора в "Страхе и трепете" - Авраам совершает, с точки зрения общества, уголовное преступление, убийство. Но он - выше этического, ибо религиозен. В религии по Кьеркегору "индивидуальное - выше всеобщего" (привет христианским патриотам)

Самые известные работы на эту тему (их множество, сюжет был очень популярен, в отличие от рассказа про Агарь):


Рембрандт (1635) - на заставке.

Питер Рубенс (1621)
Микеланджело Караваджо(1603) - это не тот Микеланджело, который Буонаротти, это тот, которого мы знаем не по имени, а по фамилии
Оцените мимику приносимого в жертву Исаака. Иегова знает, что его не убьют. А он - нет...
Марк Шагал, (1966)

Вообще-то, сюжет с жертвоприношением Исаака идет после сюжета про Содом и Гоморру (и того самого Лота, чья жена обратилась в столб). Но мне показалось правильным разобрать его сейчас.


А Содом и Гоморра будут в следующий раз...

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page