top of page

Библия. Содом и Гоморра


Этот эпизод несколько странен, так что придется прибегать к обильному цитированию (Бытие, глава 19)...

1. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли
2. и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Упомянутые два ангела (при том, что сначала их было трое - икону Андрея Рублева, полагаем, знают все) - это те самые, которые незадолго до того заглянули на огонек к Аврааму и Сарре (тогда еще бездетным, хотя Измаил уже был подростком). Кроме произнесения обычных обетований в благодарность за гостеприимство (потомков будет много, заселят они всю землю), Ангелы (они же Бог) сообщают, что направляются (почему пешком будет понятно только в этой главе) в Содом, ибо "...грех живущих там велик весьма..." и Бог намерен покарать грешников. Но, напоследок - плановая инспекция. Если найдется много праведников (Авраам торгуется и сводит число требуемых праведников до десяти) - город не будет уничтожен. Если немного - их спасут. Если ни одного - то и жалеть не о чем.

Содом, кстати, это не просто город. Это конфедерация городов (Содом, Гоморра, Адма, Сигор, Лут). Сейчас то место, где они якобы находились находится прямо посреди жарчайшей пустыни - возможно, что определения древних географов были неверны.


Единственным праведником, в итоге оказывается племянник Авраама, Лот с которым они договорились расселиться по разным местам, чтобы не было конфликтов из-за скота. Он ввечеру, когда ангелы, изображая обычных путников подходят к городу, сидит у ворот. В архаической традиции не оказать гостеприимство - позор. Гость же находится полностью под защитой хозяина (в описаниях обычая "кровной мести" встречались эпизоды, когда хозяева дома защищали гостя даже ценой собственной жизни). Но такой обычай - палестинский, понятный и правильный для древних евреев. Поскольку Ханаан и окрестности, изначально были землей финикийцев, с другим представлением об обычаях принятия гостей (и Библия должна была всячески подтверждать право именно иудеев владеть той территорией) - то у Лота (который пришел в те земли вместе с Авраамом) и у местных жителей возникает конфликт:

4. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом.
5. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.

В библейском иврите слово "познать" употреблялось и в смысле "узнать что-то новое" и для косвенного обозначения полового акта (но не всегда).

Что позволяет нам очень многое понять о связи знания ("гнозиса") и секса в архаичных культурах...

В данном случае, видимо, имелся ввиду именно половой акт. Который должны были совершить все (что вряд ли, скорее просто многие) горожане от "мала до велика" с пришельцами.

И о финикийских традициях гостеприимства и о представлении иудеев о богомерзких соседях - мы тоже много можем узнать.

Дальше Лот делает вещь непонятную и с точки зрения нас с вами, и с точки зрения традиционной христианской культуры:

6. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7. и сказал: братья мои, не делайте зла;
8. вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но, если мы вспомним про благостность сохранения именно пустынных традиций гостеприимства (для торговцев финикийцев они непонятны) - то все становится яснее. Пожертвовать собственными дочерьми, ради незнакомцев (в отсутствие мобильной связи Авраам, конечно, не мог сообщить Лоту, кто именно направляется в Содом) - это странно. Но не для иудея того времени (тем более, речь о дочерях, а не о сыновьях - их не так жалко). Содомляне тоже Лота не понимают - и более того:

9. Но они сказали ему: пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

Здесь - не просто обида гомосексуалистов, стосковавшихся по свеженькому (у Содома была, скажем так, необычная репутация и гости были не часты).

В одном из мидрашей упомянут знакомый нам по греческому мифу о Прокрусте сюжет с кроватью, которая стояла на главной улице. И путников на ней либо растягивали, либо укорачивали (кроме тех немногих, кому везло, и кто оказывался ровно размером с кровать). В другом - несколько историй о том, что в Содоме и окрестностях жили настолько скупые люди, что обладая значительным богатством - они законодательно запретили подавать милостыню нищим...

В этом сюжете - именно столкновение обычаев. Плюс к тому - невозможность (тогда) для евреев рассчитывать на любую защиту от соседей (и их обычаев), кроме поддержки Бога. Абсолютно аналогичная история (правда, не с ангелами) в Книге Судей, 19 - разрешается силами собственно иудеев.

Самая живая иллюстрация к эпизоду от Рембрандта ван Рейна (1642). И не скажешь, что эти решительные люди - сплошь гомосексуалисты..
И Питер Пауль Рубенс (1615). У него их две. Вторая (1625) - на заставке

Ангелы спасают Лота из рук горожан, которые расходятся. Убедившись, что все настолько плохо, как рассказывают - они сообщают Лоту, что ему необходимо срочно бежать вместе со всей семьей. После их ухода город полностью разрушается огнем с неба.

Из городов содомской конфедерации такая же судьба постигнет Гоморру, хотя и непонятно за что. Все дополнения и версии - не более, чем поздние вставки.

Еще один известный эпизод из этого отрывка - упоминание о жене Лота, которая не выдержала и оглянулась на погибающий город (она была местной) и из-за этого превратилась в соляной столб. Тут очевидно влияние народных верований, связанных с географическим объектом (как легенда о "Медведь-горе", Аюдаг в Крыму):

"Жена Лота" на горном массиве Содом в Израиле. Да, следы народных легенд в Библии тоже есть.

Как обычно - этот образ в нескольких примерах:

Гюстав Доре
Альбрехт Дюрер (1492)
Иоахим Патинир (1520). Как понимаете - это "Пейзаж с горящими Содомом и Гоморрой", Патинир рисовал не столько сюжет, сколько окружение.
Рафаэль Санти, фреска (1519). Превращение жены Лота в столб подчеркнуто цветом
Камиль Коро (1857). Жена Лота уже превратилась - за руку его ведет агнел.

И, напоследок, "Принцесса Содома" Луиса Райо (1982). Которая заставляет нас задуматься: а как женщины реагировали на такие пристрастия своих мужчин? Да и просто картина красивая )))

Comentários


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page