Ведьма (продолжение) Почему умершую ведьму нужно было обливать кипятком?
- Memento mori
- 10 апр. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Сегодня у нас разбор отдельной сказки из афанасьевского сборника (текст вот здесь, она - последняя из четырех, под номером 369). Сюжет о том, что после смерти черти забирают плоть ведьмы, оставляя только "шкуру" - для нас не нов, мы его уже встречали.
Но именно в этом тексте содержится одна крайне любопытная деталь. Чтоб её понять - нужно понимать, как именно ведьмы и их смерть воспринималась народом.
Дело в том, что по тексту сама ведьма, предчувствуя близкую смерть дает дочке инструкцию: не обмывать её тело, как привычно теплой водой - а взять "самого крутого кипятку" и её ошпарить. Собственно, весь сюжет и строится на выполнении этой - на первый взгляд странной - просьбы. Если бы речь шла о наказании ведьмы (хотя именно такое не практиковалось), или о будущих мерах предосторожности со стороны живых (типа выноса гроба с ведьмой головой вперед и через окно) - это было бы понятно. Если бы мы встретили историю о том, что перед смертью бабушка передавала свое колдовское знание внучке или дочери - тоже. Но тут она просит сама о том, чтобы её не обмывали, а практически сварили мертвое тело.
Суть в давнем представлении (и ведьма его, конечно, тоже знала и в сказке оно отразилось) о том, что те, кто при жизни занимался колдовством тоже имеют душу - но их душа "рогатая", она "заключена/запечена в теле" и не покидает его после смерти. Возможность для колдуна/ведьмы возвращаться потом и вредить другим людям обеспечена именно этим - он "не мертв до конца". В поздних христианских представлениях посмертная участь была достаточно подробно расписана (мытарства, частный и Общий суд) - в самом архаичном пласте смерть вообще заканчивалась только одним из двух вариантов: покойный либо уходил навсегда на "онный свет" (при этом, он же считался продолжающим жить в доме, в качестве домового духа - нелогично, но мифическая картина мира не для логичности создается), либо оставался рядом с людьми и периодически им вредил.
Причем, для ряда "типов" ведьм (вроде ветщицы, о которой было в другой раз) предусматривалось именно причинение вреда своим родственникам.
Чтобы полностью умереть требовалась "порча тела" - и вариант с кипятком входил в число наиболее распространенных. Тогда никакого нового появления не происходило - лишенная "клетки" душа колдуна спокойно "переселялась в иной мир". Для тела, над которым такая процедура не проводилась было нормально обнаружиться через несколько лет абсолютно нетронутым (сравните с христианской концепцией нетленных мощей).
Из опасения того, что покойный и мог и не знать, что он колдун и возник обряд вроде мадагаскарской Фамадиханы, с регулярным извлечением костей из могилы и "перетряхиванием", очисткой их.
Наше привычное "косточки перемыть" - это след именно этого ритуала в языке.
И кстати, вбивание кола в труп колдуна/ведьмы - не только закрепление покойного в могиле, "чтобы не ходил" - но технически и проделывание в теле дырочек.
Позже из этого возник уже знакомый многим ритуал - при смерти колдуна или подозреваемого в колдовстве разбирать часть потолка. Испорченный над смертным ложем (или вообще над соломенной подстилкой, куда их часто клали умирать вместо постели). Испорченный потолок здесь выступил в качестве замены "порчи тела".
Comments