top of page

Джованни Бернини (продолжение). Бюст любовницы и надгробие римского папы - впервые в истории.

Конечно, и любовниц ваяли до Бернини и пап хоронили тоже задолго до него. Однако две работы мастера конца 1630-х годов являются настолько уникальными, что на них стоит обратить внимание.

Гробница тогдашнего покровителя молодого скульптора папы Урбана VIII задала направление для создания подобных шедевров на долгие годы. Более того, сам Бернини неоднократно следовал своему же канону (его частенько привлекали для изготовления надгробий для покойных глав католической церкви). Фактически, вся история барокко в скульптуре - отход от застывшего академизма к изображению мимолетных чувств и динамичных, напряженных героев - начинается с Бернини.

Бернини не изменяет ранней традиции изготовления надгробных памятников - он кардинально преображает образы, которые использует, внешность своих персонажей. Ничего удивительного нет ни в изображении сидящего папы, как бы благословляющего зрителей. Ни в Милосердии и Справедливости, стоящих около саркофага. Но у Бернини эти персонажи живые, занятые своими делами, а не статичным восхвалением образа покойного.

Для нас больше всего интересно изображение Смерти, вносящей имя умершего в "книгу вечной жизни" (выполняющей функции Христа, в этом смысле):

Прорисовка перьев на крыльях Темного Ангела не может не восхищать, не так ли?

Но еще более интересна другая работа автора того же времени. Небольшой бюст, женская головка. Тоже, казалось бы - ничего удивительного. Такие бюсты ваялись во множестве. И даже, когда мы узнаем, что моделью для бюста послужила Констанция Боничелли, тогдашняя возлюбленная Бернини - и это нас не удивляет. Любовницы становились героинями картин и скульптур (как правило, в виде символов или мифологических героинь) постоянно.

Но Бернини, впервые в истории не просто создает бюст любимой. Он не скрывает, что это - именно её изображение, не прячет Констанцию под личиной богини или аллегории. Само изображение - типичное для него: слегка асимметричное, отсылающего не просто к абстрактному образу, но к живой женщине и её истории (приоткрытый воротник как бы показывает, к какой именно истории):

Бюст Констанции Боничелли, 1636

Но недостаточно и этого - впервые в истории, скульптор, происходящий из знатного рода создает бюст простолюдинки. Фактически, вливая масла в огонь всех историй, которые ходили по Риму про Бернини и Констанцу.

А их было немало.

Что неудивительно, поскольку для сплетен существовали основания - да еще какие!

Начинать надо с того, что Констанция была женой не просто горожанина - но подмастерья Бернини Маттео Боничелли. Насколько мы знаем, муж был в курсе, но не возражал: обучение у такого великого мастера, пользующегося к тому же покровительством Ватикана, как никто другой - того стоило, по его мнению. Подмастерье в те времена - это не мальчишка-помощник, это почти всегда зрелый мужчина, просто не добившийся того же уровня мастерства и успеха, что и его хозяин. Когда добивались или считали, что всему научились - подмастерья уходили, открывали свои мастерские, и набирали собственных подмастерьев. Маттео тогда считал, что еще не дорос (спойлер: он и позже не дорастет) - а жертвовать женой... ну, что в этом такого, все так делают.

Констанция тоже была не против: ну муж - и муж. А Бернини - такой талантливый, внимательный, скульптуру с неё сделал. Еще, кстати, и портрет нарисовал. Как тут простой девушке не поддаться искусителю...

Девушка, как мы можем судить, была действительно лакомым кусочком. Во всяком случае, младший брат Бернини (и тоже его подмастерье), Луиджи - ей тоже пленился. Бюстов или картин с Констанцией от него не осталось - но и ему иногда перепадало.

Бернини о том донесли.

Как-то раз он громко сообщает всем, что уезжает в другой город за мрамором на несколько дней. Сам же никуда не едет, а прячется около своего дома (мастерская тоже там, подмастерья живут при мастерской, их жены - тоже). А вот Луиджи жил у их мамы - и не преминул наведаться в гости тем же вечером.

Уже привычный к изменам жены Маттео и в этот раз не отреагировал. Натешившись, вероломный братец вышел под утро - и тут Бернини на него набросился. Причем, не с голыми руками - а ломом, которым дробил мрамор. И сломал брату два ребра. Чтобы избежать перелома остальных Луиджи пустился наутек. Вы, когда-нибудь пробовали бегать со сломанными ребрами? Прятаться он побежал, конечно же, к маме - но и там его настиг взбешенный брат. Правда, мама заперла дверь на засов - но не забывайте: у Бернини был лом. Двери он выломал, брата перед материнскими очами убивать не стал (тогда это было уже не модно, не Древний Рим, все-таки) - а вытолкал его на улицу. Тот опять убежал и спрятался в церкви. Церковные двери лому не поддались, да и светало уже. Бернини направил злость по другому адресу. Будучи человеком знатным - он не отправился ругаться с Констанцией сам, а послал к ней слугу, с рекомендацией наказать. Слуга взял не лом, а кинжал - и изрезал Констанции все лицо. Муж и тут не возражал (а может и был рад). Но Констанция возражала и подала заявление в тогдашнюю полицию. Бернини, искушенный в интригах, заявил, что он тут вообще ни при чем, ничего такого слуге не приказывал, он его неправильно понял. Папского любимца арестовывать не стали - схватили слугу (спойлер: он потом сбежит).

И заодно - Констанцию. Ибо развратна и вообще. Её отправили на перевоспитание туда, где обычно перевоспитывали проституток.

А Бернини... а что Бернини? Великий скульптор, гордость Рима и папской администрации. Так что он выплатил штраф (не Констанции, а её мужу - не потому ли тот и не возражал против экзекуции жены, что предчувствовал прибыль?) А потом папа Урбан его пожурил - и заставил жениться наконец: а то скандал на скандале... Невеста была девушкой из приличной семьи, жили они долго и счастливо (11 детей - учитывая даже несовершенную контрацепцию это немало). Но с неё он уже бюстов не лепил и картин не писал.


Ах да, кстати, муж-то Констанции от Бернини не уходил, продолжал работать у него. А когда Констанция уже перевоспиталась - она вернулась к нему. И жили они по-прежнему в мастерской у Бернини. И каждый день скульптор видел женщину, которую по его милости изуродовали. И, как ни странно - Луиджи тоже продолжил карьеру братова помощника (ну, когда ребра срослись).

Но видимо, внутри у него жила неудовлетворенность и желание отомстить брату. Что он и сделал, через несколько лет. Изнасиловал подмастерье ( а)не Маттео и б)да, тоже мужчину) и сломал ему шестнадцать (16!) костей: подмастерье сопротивлялся. И сбежал из Рима. Папа к тому времени уже был другой, так что штраф пришлось заплатить Джованни Бернини (и не один раз, а тринадцать: потерпевшему и в казну города еще двенадцать раз). Спойлер: потом за Луиджи заступилась аж королева Швеции - и его простили.

Но помним мы Джованни Бернини не за эти и подобные истории. А за большой вклад в развитие искусства скульптуры. Хотя и за истории тоже.

Comentarios


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page