top of page

Еще кое что до Трои (троянский цикл, пролог. Часть III).

Дедушку звали Тантал - он сварил ребенка и подал его на пиру. Внука назвали в честь предка. И его самого сварили и подали (и съели).

Вторая часть истории короткая. Но зато дает ответ на один важный вопрос.


Воспоминания о героях троянский войны обычно включают в себя нескольких персонажей. Елена и Ахилл, понятно, их все помнят. Обычно вспоминают еще Менелая и Агамемнона. Первый, вроде бы, был тем рогатым мужем, у которого Елену и увели - а второго, вроде как, потом убили. Чего так не повезло обоим - непонятно.

А все просто. У них была весьма поганая генетика. Плюс к тому - проклятие, наложенное на отца, перешло и на них. И это не слабенькое проклятие Артемиды за барашка (см. ранее), не-а. Это Фиест проклял их отца Атрея.

А за что? - разбираемся.

После всего, что случилось "в предыдущих сериях" - ничего удивительного, что Атрей изгнал Фиеста из Микен. Он уехал в городок подальше и жил тише воды, ниже травы. Много более удивительно, что очень долгое время Атрей то ли не понимал, как именно золоторунный барашек оказался у его брата - то ли делал вид, что не понимает.

И даже успел с супругой заделать троих детей. Девочку звали Анаксибия (и больше она нами упоминаться не будет). А мальчиков Агамемнон и Менелай - и они еще будут упоминаться, ох, как часто. При том - нет никаких версий про то, что их отцом на самом деле был кто-то еще. Так что, похоже, Атрей сам постарался (а у Зевса, в отличии от товарища Сталина, сын за отца отвечал).

Похоже и на то, что Атрей был в своем неведении искренен. Потому что лишь прождав несколько лет, он поехал к дельфийскому оракулу вопрошать: как брату отомстить. Я бы лично ставил на то, что на очередной пьянке кто-нибудь ляпнул что-то вроде: "... не, ну все ж знают, что твоя..."


И не нужно обвинять оракула. Тот просто порекомендовал призвать брата обратно в Микены (чтобы помириться или вызвать его на бой на кулаках, может - но уж точно не для того, что учинил Атрей).

Тот добился от брата уверений в том, что он скоро приедет. И сразу же отправил поисковые команды за его детьми (если помним, Фиест их делал весьма активно). Первыми поймали трех детей одной нимфы, которые жили с мамой. Они, правда, пытались убежать и скрыться в храме Зевса - их на алтаре и прикончили. Атрей приказал их спрятать - но уже во время казни понял, что маловато будет (сильно обиделся за соблазнение - ага, мы-то помним, кто кого соблазнил - жены).

И приказал найти еще. Нашли двоих близнецов. Одного додумались назвать в честь сына самого Атрея, Плисфеном. А другого - вообще, в честь дедушки, Танталом (плохая идея, как мы понимаем). Видимо, имя дедушки и подсказало Атрею идею.


Он приказал близнецов убить - но не закапывать. А разделать на куски и сварить (кроме голов и ног и рук). Тут и брат прибыл - а ему сразу и торжественная встреча, и накрытый стол. Фиест был не богом - те-то когда-то сразу поняли задумку Тантала и есть поданное им не стали. А Фиест ел и нахваливал. Когда же он наелся досыта слуга принес еще одно блюдо - Фиест потянулся посмотреть, что под крышкой... а там его разделанные дети. Когда у Фиеста прошел ужас и рвотный приступ (а вы бы как отреагировали?) - он проклял и лично Атрея, и весь его род. В том числе - еще младенцев Менелая и Агамемнона. Так что, все, что им выпадет позже, не просто так, да.

Иллюстрация к книге Бокаччо о несчастьях знаменитостей. Голов на блюде, правда, почему-то три

А Аэропа... а что Аэропа. Атрей её убил и все. Зарезал.

Это иллюстрация к трагедии Вольтера по мотивам мифа - а потому Фиест присутствует и даже бросается на брата с мечом. Хотя его там уже не было на тот момент. Но Вольтер - автор, он так видел.

В мировой художественной культуре сюжет был не особо популярен. Во-первых, ну кому приятно вспоминать о таких предках у славных героев Троянской войны? Во-вторых, история Тантала-старшего была поярче и заканчивалась лучше, убитого и сваренного боги оживляли, преступника обрекали на вечные муки и все такое. Редкий пример обратного - стенная роспись XVII века на заставке.

Вот Бартоломео Бецци даже картину написал - но её не сохранили, только гравюра по её мотивам нам и осталась.

На этом можно было бы переходить уже к Менелаю и Елене, однако у истории есть третья часть. И в ней появится еще один персонаж, который потом сыграет совсем не последнюю роль. Ну, и извращения с убийствами, конечно будут - в античных мифах без них никак (если не адаптации для детей читать)

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page