Зомби на холсте: Гектор Ипполит, художник и жрец вуду
- Memento mori
- 2 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Это Гектор (Эктор) Ипполит - чуть ли не единственный гаитянский профессиональный художник. И уж точно единственный, который был не только художником, но и наследственным жрецов вуду, хунганом. И до конца жизни оставался практикующим жрецом, кстати.
Так что, гордость у него была своя - профессиональная.
Публика, правда, относилась к его работам (пока они не стали стоить бешеных денег) с предубеждением. Например, потому, что если поскрести его работу - под слоем краски обнаруживалась какая-нибудь репродукция Тициана или Рембрандта. Да и пахли от его картин странновато...
Что не удивительно. Правильные краски - а уж тем более холсты в Порт-о-Пренсе (столице Гаити) было не достать. Но зато, поскольку это столица - рядом с ней находилась военно-морская база США. Там, конечно, тоже красок и холстов не было - но зато можно было выпросить у солдат и офицеров картонки с репродукциями, которые присылались во множестве, чтобы "культурно образовывать" морпехов. Морпехи образовываться не хотели - и картонками делились с легкостью. Краски, правда, приходилось вначале делать самому (сами можете представить, из чего практикующий жрец вуду их делал) - или брать строительные, для покраски стен и дверей. Отсюда и запах.
Проблема была еще и с кисточками - но и тут изобретательный гаитянец нашел выход. Чего всегда много у жреца вуду? Правильно, петухов. Поскольку они все предназначались в жертву духам - то их можно было ощипывать безбожно. И Ипполит рисовал вместо кисточек - пучками петушиных перьев.
Это занятие представлялось окружающим нелепым хобби: ну кому нужны маленькие картинки из жизни гаитянцев? Ладно еще, если стену дома бы раскрасить, или вывеску какую. И толк, и деньги. Ипполит и такими занятиями не гнушался (за вуду платили маловато) - но все равно, лелеял свой образ, как художника. И молился духам лои, чтобы они ему помогли.
И они помогли. Заезжий художник Андре Бретон покупает пять его картин и отвозит в Париж. И там его талант восхищает писателя Трумэна Капоте. А это уже - хорошая реклама.
Работы Гектора становятся хитом. Предубеждение, конечно, не исчезает сразу - но все же понимают, что Бретон и Капоте плохого не посоветуют. Ну, а спрос, как известно, рождает предложение. Ипполит начинает работать на износ. За три года рисует около шестисот (!!!) картин - и все они очень хорошо продаются. На большинстве полотен - обряды вуду, тема, которую художник знал лучше всего. Их можно рассматривать, как учебное пособие по религиоведению. Вот на рисунке справа - могила и разложенные рядом инструменты и ингредиенты (перечислять не будем, занятие это малоаппетитное - но поверим профессиональному хунгану, он-то знал, что рисовать). В центре - джентльмен, проводивший обряд. А слева - двое неудачливых мертвецов, прямо в саванах. Теперь это - зомби, живые мертвецы. Есть мозги им не придется, и к зомби-апокалипсису они никак не относятся. Просто двое новых бесплатных рабочих для плантаций.
Но такой темп не мог не сказаться пагубно на здоровье самого художника - в 1948 году он умирает.
А духи... а что духи? Их просили - они исполнили просьбу.
Comments