Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Путеводитель по монстрам
- Memento mori
- 22 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Про всех, конечно, написать не получится. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, Босх использовал очень разную символику. А какая-то часть его "жутких, но симпатичных" (и эксперты будут до скончания веков спорить: какая именно) была нарисована просто, чтобы напугать зрителей. Раннее Возрождение - это очень близко к позднему Средневековью, когда основной задачей таких изображений было заставить потенциального или реального грешника испугаться грядущей кары за грех. И этому были посвящены отнюдь не только сцены Страшного Суда.
Но о самых интересных (и известных) рассказать можно.
1. Монстр на коньках.
Это - один из самых известных персонажей мастера (на триптихе он "живет" на левой створке). Он одет в мантию священника, но не имеет рук - символ бесплодности. На голове у него воронка вместо шляпы. Этот образ у Босха появляется не один раз:
Это символ шарлатана, выдающего себя за кого-то другого, обладающего особыми способностями и возможностями. Исследователи считают, что Босх здесь не имел ввиду всех священников вообще - но обличал конкретно торговлю индульгенциями. Хотя надпись на письме в "клюве" монстра ("Жирно") указывает, что речь могла идти и о других грехах лже-святых людей.
Монстр стоит на коньках. И этот символ Босхом тоже использовался как обозначение "скользкого пути":
2. Полудерево-полурыба.
Еще одно обличение алхимиков (ну не любил их Босх, не любил). Едущее на крысе дерево обращается в женщину, а она в рыбу. И все это совершается одновременно. Женщина несет на руках ребенка - но присмотревшись, мы понимаем: это, скорее гомункул, он больше похож на деревянную куклу.
3. Кстати, о гомункулах.
На картине их несколько. Про одного (созданного женщинами-алхимиками) уже говорили. Вот еще два (они плавают в воде чуть пониже дерево-женщино-рыбы, у которой тоже есть один). Босх намеренно подчеркивает их несовершенство (только Бог может создать жизнь; то, что создано алхимиками в их колбах - не может быть нормальным человеком). У одного из них нет рук - а второй практически лишен тела.
4. Грилли.
Еще более ненормальны монстры, которые даже имеют собственное название: "грилли". Один из них сидит прямо рядом со святым Антонием в центре всего триптиха:
У него нормальная голова и ноги - а вот рук и туловища нет совсем. Возможно это - выросший гомункул. Вообще, грилли у Босха (и не только у него - этот образ еще в античной мифологии встречался) встречаются часто:
5. Грилли в ходунках.
Еще один подобный персонаж "живет" на правой створке (где речь шла об искушении святого похотью и чревоугодием в пустыне):
Это необычный грилли: он ходит в детских ходунках, а в его капюшон вставлена детская вертушка. Это может быть не только отсылкой к образу растущего гомункула, но и к инфантилизму, "детскости" всех попыток бесов противостоять силам Света. Их действия похожи на действия неумных и любопытных детей. Вспоминаются слова апостола Павла: когда я был младенцем, то по-младенчески мыслил и по-младенчески говорил; теперь же я вырос...
Почему "может быть"? И вообще, откуда в описаниях самых ярких образов Босха даже у маститых искусствоведов столько неуверенности? Все просто - никто и никогда не мог (да и не сможет) полностью расшифровать все идеи и образы великого художника. В конце концов, часть его монстров могла быть просто порождением галлюцинаций, вызванных отравлением спорыньей (часто тогда встречавшейся в ржаной муке) - и да, такое отравление и есть "Антонов огонь".
Но христианские сюжеты, изображенные Босхом будут еще долго притягивать наш с вами взгляд и порождать все новые толкования.
Comments