Иксион: сжечь тестя заживо можно, приставать к жене Зевса - нельзя
- Memento mori
- 25 февр. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 9 мая 2019 г.
Иксион - третий из обреченных на вечные муки персонажей греческих мифов. В отличие от Сизифа и Тантала не стал основой для крылатой фразы и потому не запомнился.
Хотя в эпоху Возрождения, как персонаж живописи был очень популярен. Что связано с его историей.
Как и Тантал - родственник одного из олимпийцев. То ли сын, то ли внук Ареса, бога войны. Не Зевс, конечно, но тоже бог первого уровня.
Унаследовав от дедушки весьма вспыльчивый характер (как и Терей) унаследовал и его же страсть к победам надо всеми. Судя по рассказам - был во всем первым. Первым желал "достичь славы от царствования". Первым обзавелся собственной конной гвардией, "кентаврами".
А еще он совершил первое в истории убийство кровного родственника. Убеждая будущего тестя выдать за него свою дочь клялся принести ему богатый калым. Чтобы не выполнять обещание - добившись желаемого согласия на брак столкнул "второго папу" в яму с пылающими углями.
Зевс, впрочем, простил внука-сына своего ближайшего сподвижника и брата. Даже лично совершил обряд очищения его от убийства (Медея, помнится, смогла уговорить на это только свою тётушку Цирцею, хотя тоже была внучкой олимпийца).
Более того, столь "славного" героя Зевс лично пригласил на пир богов на Олимп (правда, только один раз, не как собственного сына). Но и одного раза хватило. Решив стать до кучи и первым смертным, который сам соблазнит богиню, Иксион решил домогаться не до кого-нибудь, а до супруги Зевса Геры. Зевс и тут отнесся снисходительно и просто подсунул Иксиону другую богиню на замену (Нефелу, богиню облаков, не из самых важных).
И все бы закончилось не страшно - но Иксион же не знал, что его надули. И вернувшись на землю стал похваляться тем, что соблазнил саму Геру. Тут уже Зевс не выдержал...
Небесный трибунал припомнил Иксиону его проступок с огненной ямой - и приговорил его быть вечно привязанным к колесу. Причем, привязанным змеями, а колесо должно было быть огненным, вечно гореть и не сгорать. Сначала считали, что колесо его Зевс зашвырнул на небо - но потом "поместили" его в Аид, рядом с местами мук Сизифа и Тантала...
Впрочем, одну возможность отдохновения ему дали: якобы, колесо останавливалось и переставало гореть, если Орфей играл на своей лире.
В общем, Иксион, конечно, был та еще сволочь. Но то, что его преступления перед людьми (и даже похотливость на Олимпе) ему прощалась, а за подтачивание имиджа богов его обрекли на вечные муки... как бы очень похоже на многие реалии. И Возрождение сделало его символом не столько наказания за преступления, сколько жертвы божественного произвола...
Comments