top of page

Индийское сати - с милым рай и на костре

Обновлено: 9 мая 2019 г.


Когда говорят о самосожжениях женщин вместе с телом умершего мужа - всегда вспоминают Индию. Мол, дикари-с, что с них взять...


Однако, традиция, когда покойника сжигают, а жена сгорает вместе с ним - отнюдь не только индийская. Даже наши с вами предки, древние русичи, её практиковали (в языческие времена конечно же, христианство к погребальным кострам относилось крайне неодобрительно). И викинги, кстати, тоже весьма одобряли женщин, которые так поступали. Мотивация была проста: путь на тот свет-то неблизкий, кто ж о покойнике лучше его земной супруге позаботится там: постирает чего, еду приготовит. Иногда, впрочем - если благосостояние позволяло - женщины вместо себя использовали рабынь.


Другое дело, что когда-то распространенная повсюду, где практиковались огненные похороны, традиция сати в индийской обрядовой культуре задержалась надолго. Хотя, совсем не все её поддерживали - и распространена она была совсем не настолько широко, как иногда представляют. И уж точно, нигде, кроме Индии такая традиция не существует сегодня (хотя они и пытаются с ней бороться).


Если вспоминать давность, то "за" были, в первую очередь, индуистские священники (брахманы). Более того, они в своих священных писаниях находили подтверждения тому, что традиция установлена самими богами и потому угодна небу и положительно влияет на карму участников.


Основное подтверждение - история Шивы и его жены, которую так и звали, Сати (интересно, Сати Казанова в курсе и собирается ли последовать примеру тезки?). Отец девушки, пригласил на сватовство к ней вообще всех, кого мог - кроме Шивы. Не нравился он ему. Однако, девушка ни за кого больше замуж не хотела. И Шива пошел ей на встречу: когда Сати подбросила в воздух специальный венок из цветов, который должен был указать на будущего мужа - Шива внезапно появился на том месте, куда он падал, и оказался выбранным. Папа ловкости зятя не оценил, и хорошо к нему относиться не начал. Шива ответил тестю взаимностью. Однажды, будучи у него в гостях, он отказался ему поклониться, тем самым жестоко оскорбив. В ответ, отец объявил, что устроит большое жертвоприношение всем богам - но Шиву не позовет. Однако, Сати решила прийти сама, без мужа и отчитала отца за такое отношение. Он остался непреклонен - тогда Сати бросилась в жертвенный огонь не в силах пережить такое унижение супруга.

Шива забрал её тело и долго ходил по земле, таская его с собой (у богов тоже бывают периоды неадекватности).

Шива носит тело согревшей Сати на трезубце.

В итоге, его уговорили, разъять тело Сати на части (уже подгнившее, оно, наверное, легко поддавалось) и захоронить в разных местах. А на каждом захоронении - поставить ритуальный камень в честь такой беззаветной верности...


Обоснование, признаем честно, слабенькое. Шива не умер, унижение - не смерть, костер был не погребальный... но, если хочется натянуть сову на глобус, то это обычно получается. По крайней мере высшие касты приняли, что обоснование есть и так делать стоит.


Поскольку, обряд не стал принятым всеми - его частота составляла примерно 500 случаев в год (начиная с середины ХIХ века - все реже и реже, дойдя до единичных случаев к нашему времени). Но зато в кругах брахманов и высших каст кшатриев его исполняли все несчастные вдовы. И то сказать, в высших кастах участь вдовы после смерти мужа была настолько незавидной, что еще вопрос, лучше ли ей было оставаться в живых... Все время, вплоть до самой смерти (а не два-три года, как в Европе) - никаких украшений не надень, никогда на улицу не выходи, даже за общий стол сесть - и то нельзя. И да, второбрачие никак не допускалось. В общем, вдов можно понять.


С другой стороны, смерть в погребальном костре - это все-таки больно. Поэтому случалось и такое, что женщины пытались отказаться. Тогда родственники мужского пола их просто принуждали силой к тому, чтобы выполнить сати. А для верности - укладывали в костер связанными и стояли рядом с палками, на случай, если нужно будет подтолкнуть вдову поближе к огоньку.

Или подталкивали женщину в уже горящий огонь

Но чаще, все-таки, женщины совершали сати добровольно. Раздавали все свои одежды и драгоценности, наряжались в наряды, в которых выходили замуж - и садились на погребальный костер, рядом с мужем. И иногда даже сами его поджигали.

И в этом не было ничего особо странного. Жены из касты кшатриев отличались спокойным отношением к собственной смерти. На севере Индии (и в нынешнем Пакистане) вообще был распространен обряд джаугара: если город окружали враги, мужчины собирались и выходили на бой - а их жены одевали свадебные наряды и убивали себя. Не после боя, в случае победы врагов, чтоб избежать плена и унижений - заранее. Теперь воины были одновременно и избавлены от страха за близких, и разъярены на врага. Считалось, что так они будут сражаться более доблестно. А жен потом можно и новых взять...


Так что, сати не было чем-то, все превосходящим по жестокости. Хотя, прибывающие в Индию этой традиции понять не могли. И англичане, захватив её, первым делом отменили сати. А потом и сами индийцы приняли, что этот обряд не нужен и устарел. В итоге, сати до сих пор происходят - но очень редко, в самых отдаленных уголках или фанатичных семьях. Последнее про которое известно - произошло в 2006 году...


Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page