Кто может запрячь в плуг Великого Змея? Кузнец, конечно же.
- Memento mori
- 1 апр. 2019 г.
- 4 мин. чтения
В этот раз у нас встретятся два мотива, которые по отдельности мы уже разбирали.
Как в сказках (значит до того - в мифах и поверьях) изменяются принесенные в культуру христианские образы - и какую роль в сказках могут играть персонажи "второго плана".
Спойлер: очень и очень важную.
Про мельника мы уже поговорили. Сегодня у нас кузнец. Да не простой. Примером возьмем афанасьевскую публикацию (вот она, её как раз лучше открыть), про Ивана Попялова. Сказка русская, но записана в Черниговской губернии, где тогда был весьма распространен именно такой русско-белорусский говор. Впрочем, в ней все понятно.
Герой - это вполне себе обычный сказочный дурак (который потом покажет себя самым сильным и умным). Прозвище его (ударение на первый слог) происходит от "пепел", "зола". Такая Золушка в мужском обличии (жил он тоже около печи в теплой золе). Приключения его и братьев, в общем совпадают с приключениями украинско-русского Покатигорошка. Но в этом тексте есть одна важная особенность...
Если помните (а не помните - перечитайте), после того, как Покатигорошек (и Иван Быкович, кстати) победил змея (или трех), за ним и братьями гонится мать/жена змея. Чтобы спастись, герой забегает в кузницу и просит о помощи, которую и получает. Вот в этом тексте кузнецы (их двое) названы по имени.
И имена эти - Козьма и Демьян. Что сразу же отправляет нас к образу христианских святых, врачей-бессребренников Космы и Дамиана.
Самое интересно, что таких "пар святых" церковь официально признает три. Есть Косма и Дамиан азиатские, римские и аравийские. Это у православных, католики исходят из того, что святые были одни, просто жили в разных местах по очереди. Соответственно, у них есть три собственных церковных праздника (даже ритуальные тексты в них почти уникальные). Самый интересный из них - "кузьминки зимние", 1 ноября - католический День Всех Святых (после Хэллоуина, если не поняли)
Самое интересное то, что Косма и Дамиан, ну не кузнецы никаким боком. Все три пары - были врачами и только врачами. Даже легенд про то, что они кому-нибудь сковали какой-нибудь орган, взамен утраченного, в христианских патериках нет.
В народных житиях, конечно, есть.
В новой, пока еще языческой культурной среде новые образы могли "овнутриться" , стать своими только, если бы они наложились на уже существующие. С этим проблем не возникло.
Если святой Власий был близок по имени к богу Волосу (про него оригинальных сказок нет, новоделы не считаем), то Косма оказался близок по звучанию не имени, но профессии старого бога - кузнечному делу или кузне.
Боги-кузнецы - вполне частое явление. Как только человек начал обрабатывать железо (изначально - только метеоритное, то есть упавшее с неба) и оно, и люди, связанные с его обработкой приобрели сакральный статус. Бог-кузнец есть во всех религиях, которые нам известны. Чаще всего он известен, как выковавший то оружие, которым главный бог пантеона побеждал чудовищ. Ханаанейский Баал пользовался палицами, выкованными Кусар-Хусасом. Египетский Птах сковал оружие для Гора, которым тот победил Сета. Тваштар выковал оружие для Индры, а Гефест - для Зевса. Но он не только создает оружие - он делает очень многое (если не все) для организации мира вообще. И - в частности - в некоторых религиозных культурах (у тех же египтян) бог-кузнец, еще и покровитель учености и искусств. В том числе - врачевания.
Так что, Кузьме было прямо "на роду написано" встать " на место какого-то старого бога-кузнеца славянского пантеона.
Сварога, похоже, не существовало - но Сварожича, например.
Сложность была не в переносе врачевания на кузню - это, как раз, было вполне привычно. Любой кузнец должен был иметь сношения с духами огня, то есть выполнять любую функцию, связанную с общением с "теми". Учитывая, что в лечебных практиках прогревание занимало не последнее место (а больные зубы кузнецы драли в деревнях чуть ли не в недавнее время) - кузнец-врач в этом не было ничего необычного.
Проблема была в том, что святых, вообще-то было двое. У Космы был брат Демиан. Но фольклор обошелся с ним не особо вежливо: Демиан стал... отчеством кузнеца Кузьмы. Правда, это произошло позже, чем возник текст сказки: в нем кузнецов двое. Козьма и Демьян. Они принимают героя и помогают ему: запирают двери в кузню, а когда змеиха их пролизывает - хватают её за язык раскаленными щипцами и убивают.
Существует параллельное малороссийское/украинское поверье, записанное в середине XIX века. В нем никакой дополнительный герой уже не действует (то есть, и эта сказка, как и многие другие "собрана из отдельных мифических кирпичиков", так, что они друг с другом особо не связываются). Змей просто собирается уничтожить всех людей и нападает на кузнеца. Он один. Зовут его Кузьма Демьяныч, Божий коваль. Он проделывает ту же операцию - запирает двери в кузню, потом хватает язык змея раскаленными щипцами и запрягает его в плуг. Плугом этим он пропахивает глубокие борозды вдоль Днепра ("Змиевы валы").
Если эти валы принять за бока "старого русла" Днепра - то логично соспоставить эту историю с индийским мифом о поражении Вритры Индрой и последующим освобождением вод, которые теперь могут свободно течь. В сказке, заметим, змей ведет себя аналогично Вритре, только похищает не воды (как тот) а солнечный свет.
Поскольку бог-кузнец таким образом оказывался не только победителем человеческого врага, но и "подателем воды" (то есть, покровителем земледелия и плодородия) - было бы логично, если бы с ним связывались, например, брачные или земледельческие ритуалы. И оказывается, да! - в сборниках народных песен несложно найти тексты по типу:
"...Ты святой ли ты, Козьма-Демьян, да Козьма ли ты Демьянович, да ты скуй-ка нам свадебку..."
Так что, мы, наверное, можем не сомневаться: старый языческий образ бога, победившего Великого Змея слился (из-за имен) с образами двух ратьев-врачей, из которых получился один. И к тому же - кузнец.
Вот только, как звали того старого бога мы пока не знаем. И скорее всего, никогда и не узнаем... ((((
Но для понимания сказки - это неважно.
И для лучшего понимания образа кузнеца в сказках - тоже.
Comentarios