Марья Моревна, дева-воительница. Кто это?
- Memento mori
- 29 мар. 2019 г.
- 4 мин. чтения
В публикациях о Кощее Бессмертном мы уже упоминали эту героиню. Она (и сходные персонажи) всегда в начале сказочного сюжета упоминаются, как великие богатырши, которых главные герои должны победить (Добрыня Никитич и Василиса Микулишна тому - яркий пример, но есть и много других). После победы мужского персонажа женский ему покоряется и сразу переходит в типично женское качество "хозяйки дома". Действует дальше мужской герой.
То есть, мы можем увидеть тут не только мифологическую основу, но и историческую: смену матриархата/гилании жестким патриархатом с позицией "как ни крути - главные тут мы".
Но так бывает не всегда. Сегодня постараемся разобраться с самой известной героиней такого плана, Марьей Моревной (по тексту одноименной сказки, как обычно - рекомендуем его открывать параллельно).
Сам сюжет состоит из нескольких (мы уже с таким встречались; это обычно для поздних сказок, для которых один миф уже был слишком коротким и недостаточно развлекал слушателя) и содержит больше исторических следов, чем мифологических. Выдача Иваном-царевичем сестер замуж за трех птиц (сокола, орла и ворона) имеет множество параллелей в других сказках, в которых "торчат хвосты" тотемических мифов (вот, например, одна, ненецкая - только она про другое, и действуют в ней ворон, тюлень и олень, тотемические животные, свойственные северной культуре.
Отправившись гостить по домам новых родственников, Иван-царевич натыкается на Марью Моревну (и следы её победы над вражеским войском).
Но они не сражаются - он живет у неё "пару дней", после чего она выходит за него замуж. Это не приводит к смене ролей, на первый взгляд - герой становится, по сути, домохозяином, которого Марья Моревна оставляет "на хозяйстве", а сама уезжает на войну. Дальше именно он отпирает запретную дверь и освобождает Кощея Бессмертного, который улетает и по дороге прихватывает с собой Марью Моревну.
И вот тут у нас возникает первый вопрос: это ж кто она такая, что самого Кощея когда-то в плен взяла и в нем держала?
Начнем с имени. Самая распространенная версия связывает отчество героини с морем. То есть, "Моревна" - это "дочь морского царя". Но тогда она - уникальный случай: дети морского царя в сказках присутствуют, но никакими особыми богатырскими качествами не отличаются и представляют сторону, скажем так, нечистую. В "Иван-царевиче и Марфе-царевне (127 номер у Афанасьева) прямо сказано, что сыновья Морского царя те самые трех-, шести- и двенадцатиголовые змеи, с которыми сражался Иван-коровий сын с братьями.
При этом, Марья Моревна никак не связана с морем (у неё, например, нет волшебного табуна морских коней) и вообще с водой. Она не появляется из реки/озера. С водой скорее связан Кощей (от неё он обретает утраченную во время заключения силу и в неё же бросает бочку с расчлененным телом Ивана, когда первый раз его победит).
Попробуем предложить иной вариант происхождения имени. Дело в том. что у Марьи Моревны есть "параллель", схожий с ней персонаж, Девка-Турка. Она связана с легендой о граде Китеже (а еще точнее - с мифом о происхождении озера Светлояр, на дно которого Китеж по самой популярной версии ушел). Она - не морская, а лесная богиня, "повелительница птиц и зверей".
Еще одна, изначально лесная богиня (потом ставшая "ответственной" за плодородие, и за смерть одновременно - это обычное явление: новое требует смерти старого, к урожаю это тоже относится) - Марена/Морена. Образ популярный у западных славян (и искаженный неоязыческими авторами до неузнаваемости).
Причем, как и все древние персонажи, она - не "добрая" и не "злая". Она "просто делает свою работу". Вместо привычного нам сожжения Зимы, не до, а после Великого Поста у западных славян проводится еще обряд "сожжения чучела Мары/Мораны").
Конечно, на основе внешнего созвучия никаких выводов делать нельзя. Но то, что Марья Моревна по описанию ближе к женской богине плодородия, чем к Морскому царю - это факт. Косвенными подтверждениями того, что такое предположение имеет, как минимум, право на существование являются способность Марьи Моревны в одиночку (по крайней мере, никто больше не упоминается) одолевать большие рати и активное участие в помощи ей (и Ивану) животных - трое оборотней, жен ивановых сестер и трое животных, помогавших Ивану пасти кобылиц Бабы-яги.
Кстати о Бабе-яге. Тут она выступает в роли хозяйки стада, из которого только и может быть взят конь, которого не сразу догонит Кощей. И который (а не Иван) его в итоге убьет:
"... нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову..."
Живет она, не на границе миров, а уже за огненной рекой (то есть - в мире мертвых). И хотя она "объезжает мир на кобылице" но за Иваном и украденным им жеребенком гонится "по баба-ягиному", в железной ступе (то есть, в гробу) помахивая помелом.
Герой, понятно, её победит. А украденный (или заслуженный честным трудом, там непонятно) конь поможет победить Кощея. Обоих, кстати, недостаточно просто убить, их надо сжечь. Баба-яга сгорает сама в пламени огненной реки, а Кощея (он тут совсем даже не бессмертный) сжигают Иван-да-Марья
Любопытно то, что после победы Марья Моревна садится на кощеева коня - то есть она обладает достаточной для этого магической силой. Что еще раз подтверждает мысль: она - не просто дева-богатырь, аналог греческих амазонок. Вне зависимости от того, как образовалось её "отчество"...
О других образах, которые тут появляются было уже сказано достаточно. Оборотни-тотемы оживляют Ивана-царевича живой и мертвой водой, герой помогает птицам и зверям (вернее, не ест их детенышей, хотя может) и т.д.
И не можем не отметить: некоторым сказкам фатально "везет" с иллюстрациями. "Марья Моревна" - из них.
Comments