Медея. Преступления рассерженной женщины
- Memento mori
- 25 февр. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 9 мая 2019 г.
История Медеи в нашей современной культуре занимает особое место. Во-первых, худо-бедно, но историю плавания корабля "Арго" с командой её мужа Ясона за золотым руном представляют многие. А Медея там играет не последнюю роль - так что, и ей досталась изрядная толика внимания.
Во-вторых, каждый, наверное, представляет себе, на что способна женщина в состоянии расстройства или гнева. А история Медеи - именно об этом. Список её преступлений длиннее, чем у большинства античных героев - но ей все сходит с рук до самого конца. Правда, счастья так и не приносит - но и наказания тоже.
С самого рождения было понятно, что девочка Медея рождена для великих дел. Один список её родственников внушал уважение: отец - царь (пусть и маленькой Колхиды), один дедушка - титан Океан, хозяин всех морей вместе с Посейдоном, другой - бог Солнца Гелиос. Тетка - Цирцея, да-да, та самая (которая создала чудовище Сциллу и чуть было не превратила в поросенка самого Одиссея).
Среди всех возможных путей для женщины в античном мире Медея выбирает посвящение в мистерии Гекаты и становится её жрицей. Когда-то вполне себе положительный персонаж, богиня лунного света Геката становится к тому времени основной покровительницей всех темных искусств, "богиней безлунных ночей, черных собак и перекрестков". В общем, всего, что для греков было связано с колдовством и черной магией. Геката так довольна успехами своей последовательницы, что даже подумывает об её удочерении. Но вмешивается случай.
В Колхид прибывают Ясон и его товарищи. Царь Колхиды, Ээт, коварен - он делает вид, что не против отдать героям золотое руно - и даже рассказывает, где его взять. Но умалчивает об одном важном обстоятельстве: руно (баранья шкура, покрытая золотом) висит на дереве, на котором живет никогда не спящий дракон. Предполагается, что аргонаты придут за руном - а дракон их и съест. Получится экономия на питании дракона.
К счастью Ясон оказывается красавчиком и дикая горская девушка в него влюбляется. Рассказывает ему о подвохе и готовит специальное зелье, которое позволит усыпить дракона, убить его спящим и выкрасть руно. Такие "специальные зелья" Медея будет готовить еще не раз - и в каждом случае кто-нибудь умрет. Пока - дракон. Единственное условие - кроме руна Ясон должен будет забрать с собой и Медею. Сейчас неизвестно, что двигало героем - то ли неуёмная жажда победы, то ли он действительно влюбился в Медею, но Ясон соглашается.
На борт спешно отплывающего "Арго" Медея захватывает своего младшего брата - пригодится, мол. И правда, пригодился, можно и так сказать.
Когда разозленный похищением дочери (и руна, неизвестно, чем больше) Ээт пускается в погоню и его корабли настигают потрепанный путешествием "Арго" Медея убивает своего брата, разрубает его тело на куски, и выбрасывает их за борт. Ээту ничего не остается, кроме как притормозить и собрать останки сына. Ясону и другим в это время удается удрать. К чести Ясона он был возмущен таким непорядочным поступком - но Медея утешила его, объяснив, что грех, конечно большой, но её тетка, Цирцея - даже такой с них снимет своими чарами.
Ясон все равно остается недоволен - но Медее помогает случай. "Арго" проплывает мимо одного из островов священного народа феаков, и те, наслышанные уже от богов о преступнице, требуют её выдать. Ясон из чувства противоречия отказывается и быстренько женится на Медее. Феаки не собираются воевать с целым кораблем великих героев и отказываются от своего требования.
Когда "Арго" зачем-то заворачивает на Крит, там Медее еще раз предоставляется возможность попрактиковаться в коварстве и изготовлении зелий. Безо всякой особой нужды она организовывает смерть стража Крита, искусственного великана Пеанта (сначала тайно опаивает его, потом предлагает ему бессмертие - но он должен сначала вытащить из своей ноги гвоздь, который удерживает внутри его всю искусственную кровь. Он так и делает - но никакого бессмертия не получает, просто умирает).
Наконец "Арго" добирается до родины Ясона - города Иолка. Собственно, Ясон - сын законного правителя этого города. Но его братец (а Ясону, соответственно, дядя) там давно уже захватил власть - и племянника отправлял на подвиги сугубо из надежды, что где-нибудь по дороге он кинет кони.
Но нет, Ясон возарвщается с победой (и женой). Дядя, между тем, не настроен отдавать трон. Жители города, в общем-то, к их борьбе равнодушны (а дядя Пелий - уже свой, привычный; что узурпатор и тиран - все и забыли давно). Ясон тоже ведет себя с точки зрения Медеи непродуктивно и за власть не борется с должным усердием. Тогда она берет дело в свои руки. Как жена официального племянника царя она вхожа во дворец, общается со всеми новыми родственниками. В частности, входит в доверие к трем дочкам узурпатора Пелия. И нашёптывает им, что она - великая колдунья, посвященная в таинства Гекаты и много чего может. А папа ваш - он человек, наверняка, замечательный - только вот старый уже. Ему бы омолодиться чутка...
Не задумываясь о том, за каким, собственно, лешим, жене того, кого Пелий банально обманул, нужно ему помогать - дочки радостно интересуются: а может ли Медея сделать папу снова молодым. - Да как два пальца! - отвечает Медея. И даже устраивает покозательное омоложение старого козла. Готовит специальное зелье (привыкли уже?), бросает козла в кипяток, там он, понятно, погибает - а она извлекает вареную тушу, смазывает её зельем, произносит приличествующую случаю абракадабру - и козел оживает, причем юным козленком. Дочки приходят в восторг и уговаривают папу тоже так сделать. Дальше - как у Ершова в "Коньке-Горбунке": "прыг в котел - и там сварился". А Медея его, конечно, воскрешать не стала.
Но месть-то она совершила - а место царской жены не заняла. Потому что жители Иолка разозлились на то, что их Пелия так жестоко сварили - и изгнали Медею. Ясон тоже попадает под раздачу. Ясону и Медее приходится бежать. Благо, статус Ясона, как великого героя позволяет им перебраться куда угодно. Они выбирают город Коринф.
Местный царь Креонт не против новых жителей. Для имиджа полезно - и защита не помешает. Настолько не против, что Ясону даже предлагается бросить к даймонам эту злосчастную Медею и жениться на царской дочке Главке. Ясон уже в возрасте и перспектива женитьбы на молоденькой ему приятна. Тем более, что Главка молода, красива и заранее согласна на все (муж-герой всей Греции - это так престижно...)
Против только Медея. Но Ясон глух к её мольбам и оставляет её одну с детьми. Детей у них, кстати, двое - мальчик и еще мальчик, Мермер и Ферет. Медея замышляет месть всем обидчикам разом.
Она готовит - как вы угадали? - специальное зелье. Пропитывает им специально сшитый ей пеплос (женская одежда, которую носили поверх туники, накидка без рукавов) - и отправляет его в подарок Главке. Главка, не зная от кого подарок, примеряет его. Пеплос сразу же вспыхивает, Главка горит, Креонт бросается её тушить - и загорается сам. Они умирают от ожогов.
Теперь очередь Ясона испытать на себе месть обиженной Медеи. По странной традиции, если эллинская женщина мстит мужу - она убивает не себя, не его, а их совместных детей. Ну, может традиции такой и не было - но примеры тому мы уже видели...Медея так и поступает - убивает обоих мальчиков.
А потом - дедушка Гелиос не наказывает и даже не журит внучку. Он присылает за ней золотую колесницу, запряженную драконами - и она благополучно скрывается от разъяренного Ясона.
Ясон кончает с собой.
Занавес.
Впрочем, чтоб вас не расстраивать, добавлю, что есть еще одна версия: мол, Ясон с Медеей примирились, детей списали в накладные расходы. наделали новых и переехали царствовать на Восток, в Мидию (современный Иран). Где Медея придумала не что-нибудь, а паранджу. Медея периодически варила специальное зелье, проводила себе с мужем обряд омоложения - и жили они долго и счастливо.
Comments