Мифы - без купюр и адаптаций для детей. Троянский цикл (часть I).
- Memento mori
- 3 мар. 2019 г.
- 4 мин. чтения
Все уже привыкли, я думаю, что в античной мифологии первопричины событий не очень приличны и не привычны? Тут так же - все, на самом деле началось с каннибализма и гомосексуализма. И продолжилось в том же духе. А вы "прекрасная Елена, прекрасная Елена"...
Существуют такие произведения мировой и русской культуры, посвященные смерти, которые просто нельзя понять, не зная всю историю целиком. Ну, скажем, захочу разобрать работу Николая Ге "Ахилл, оплакивающий Патрокла" (1855) - и тут, как в анекдоте, два выхода. Либо просто пересказать сцену, историю сюжета и этой конкретной картины. Либо растекаться мыслью по древу и пытаться объяснить вещи, которые, вроде и не очевидны - но вопросы все равно возникают. А чего, собственно, Ахилл так убивается? А Патрокл ему кто? И почему он погиб, и кто его убил? А почему война эта вообще началась? ...и так далее. Второе, как мне кажется, лучше и правильнее - но в одну публикацию не засунешь.
Зрителям, для которых картина писалась было проще. Они знали этот сюжет (хотя бы в общем). Они представляли себе все предшествующие и последующие события. Для них картина была просто еще одним гениальным полотном из множества работ, связанных друг с другом общим контекстом.
Последуем же их примеру. Попробуем разобрать подробно один цикл историй о связанных событиях - и увидим, как заиграют новыми красками даже знакомые с детства образы из учебников. Что уж там говорить про образы непривычные...
Итак, троянский цикл. Каждый человек, наверняка вспомнит, что а) Гомер, "Илиада"; "...гнев богиня воспой..." и так далее, б) фильм "Троя" с Брэдом Питтом и с) все началось с того, что троянцы увели у царя Агамемнона жену. Так?
Так, да не так.
Во-первых, не только Гомер (хотя он самый известный, спорить не буду) - и уж точно не только первая фраза "Илиады". Кусочки того цикла легенд нам известны и по греческим трагедиям, и по собраниям мифов, и по пересказам. Во-вторых, фильм с точки зрения соответствия мифу - очень сильно так себе. В-третьих, началось все несколько раньше.
Думаю, историю Пелопа, папаша которого Тантал решил сделать из сына жаркое и подать его богам, все помнят?
Боги, как мы помним, на подставу не повелись, Тантала наказали, а сына воскресили.
После воскрешения, (чувствуя вину за Деметру, которая все-таки полакомилась детским плечиком по рассеянности) боги сначала забрали его с собой на Олимп. Тем более что папа Тантал - значит дедушка Зевс. Но потом, все-таки, благородный порыв прошел и дитятю (уже сильно подрощенного, даже юношу) отправили обратно, в мир людей.
Впрочем, внешность-то у него была ангельская, а характер - вполне себе отцовский. Оказавшись на земле, он осознал, что вообще-то никому здесь особо не нужен, а тем более, как наследник царства отца. Пелоп решает добыть себе новое. Ради этого он вызывает на поединок на колесницах царя Пелопоннеса Эномая. Царь гордится своими конями и соглашается. Но Пелопу-то колесницу подарил еще на Олимпе Посейдон (и кони в ней крылатые). Для дополнительно гарантии Пелоп подкупает возницу Эномая, чтобы сломал колесо. В итоге, соревнование он выиграл, Эномая убил, на его дочке женился - и сел править в Пелопоннесе сам.
С возницей, правда, нехорошо получилось. Когда он явился за обещанной наградой, Пелоп сообщил ему, что денег нет, но он пусть держится, воздухом дышит - и предложил прогуляться на обрыв над морем. Учитывая, хроническую любовь греков к сбрасыванию неудобных людей с обрыва (см. статью про "Падение Икара") - странно, что кто-то вообще на такие предложения соглашался. Ну, дальше все по обычному сценарию - царь сбрасывает возницу с обрыва, но олимпийцы уверены, что победителей не судят, и присылают Гефеста, чтобы тот провел нужный обряд очищения. Обряд проводится - но проклятие за убийство возницы над родом Пелопа нависает. Первая ласточка, так сказать...
Пелоп с Гипподамией живут душа в душу и рожают множество детей. Даже сами греки не могли прийти к соглашению, сколько же их было всего. Нас интересуют два старших мальчика, Атрей и Фиест. Еще один мальчик тоже живет с ними, но брат он им только наполовину: его отец - Пелопс, а вот мать - не Гипподамия, а нимфа Зеуксо (аппетиты у Пелопса были - дай Зевс многим).
Как видно по половнику, она подкармливала его всяческой полезной нимфьей едой, благодаря чему Хрисипп обладал лучшим здоровьем и большей красотой, чем все его братья. Когда Пелоп по доброте душевной дал приют изгнанному братьями фиванскому царю Лаю - тот не смог устоять и вступил с юношей в любовную связь (теперь противоестественную, а для греков - типичную).
Не то, чтобы Пелоп был сильно против или стеснялся (колесницу-то ему Посейдон не просто так подарил когда-то)... но баловать - балуй, а покидать пределы Отечества - ни-ни. Тем более, что на красавчика сына у него, по-видимому, были свои планы (конечно же, исключительно политические). Но проклятие, хоть и ослабленное обрядом, продолжало действовать - и Лай похитил Хрисиппа и попытался его увезти с собой (непонятно, правда, куда именно - в Фивах его не ждали, но с милым, как известно, рай и в шалаше).
Беглецов поймали и вернули. Пелоп проклял Лая и весь его род (отсюда начнется история Эдипа, кстати - да, того самого, в честь которого психологический комплекс назвали). Гипподамия убедила родных сыновей, что пасынка лучше того самого - а то, кто его знает, еще возведет его папаша в наследники, хотя он младше их всех...
Атрей и Фиест убивают сводного брата и сбрасывают тело в колодец. Но Пелоп его находит, проводит расследование и все узнает. Он проклинает сыновей и изгоняет их из города. Они, впрочем, не теряются, перебираются в соседние Микены, где местный царь просто дарит им один из своих городов для совместного правления.
Дальше будет круче - жители потом пригласят их царствовать всеми Микенами и они перессорятся. И Атрей даже приготовит Пелопсу жаркое из... правильно, из его детей. Дедушкину генетику об колено не сломаешь.
Comments