top of page

Образы смерти в Библии. Тициан, "Каин и Авель"

Обновлено: 10 мар. 2019 г.

Этот образ нашел воплощение во множестве произведений мировой культуры. Для затравки - выберем Тициана...

Чтобы понимать символику христианских образов - их нужно очищать от всего, что на них "налипло". В истории Каина и Авеля - основных "налипших" составляющих две.


Для удобства (а не из-за неуважения: понятно, что все этот сюжет помнят) - краткое содержание. В том виде, в каком оно представлено, собственно, в Библии (апокрифических и околобилейских вариантов - много больше, понятно).

Каин и Авель - братья, дети Адама и Евы, рожденные уже после изгнания из Райского сада. И они, и их родители еще не встречались со смертью - в этой истории это произойдет в первый раз. Авель - пастух, Каин земледелец. Оба приносят жертву Богу. Бог принимает жертву Авеля и "не призревает" Каина. Тот расстраивается и "поникло лицо его". Бог предупреждает Каина об опасности: "грех лежит у дверей твоих". Но пока у Каина есть шанс и он может "властвовать над ним". Предупреждение не помогает, Каин из зависти убивает Авеля. После этого он подвергается санкциям: никто не должен его убивать, даже если он будут мучиться и должен бесконечно (потом он заслужит прощение, так что получилось просто "очень долго") жить скитаясь.


Во-первых, тут явно видны отголоски исторических событий. Кочевники-скотоводы и оседлые земледельцы действительно враждовали. Часто - до смерти. И первая странность - положительным персонажем выступает не земледелец, а именно кочевник-скотовод (всегда - наоборот, кроме легенд самих кочевников). Переведенный в разряд кочевников земледелец, в итоге, получает прощение - и оказывается строителем самых первых городов.


Во-вторых, братоубийство - элемент входящий во множество мифов. Самый известный пример - убийство Ромулом своего брата Рема. И сразу же - вторая странность: очень редко встречается сюжет, где предпочтение (именно в виде предпочтения Бога или богов) отдается младшему брату. Это было бы естественно, если бы в обществе тогдашних иудеев действовал закон наследования по линии именно младших сыновей. Так ведь нет! При этом, тема предпочтения младшего брата старшему у иудеев появляется с завидной регулярностью (Исаак, Иосиф)...

Эта история, хотя и является заимствованной христианами из еврейской версии Библии (Танаха, Ветхого Завета) - внутри самой еврейской культуры понята быть не может (в том числе и "иудействующими" христианами). Единственный шанс - и иудаизм им пользовался "по полной" - в создании искусственных, сложных объяснений. Так, в одной из версий (не канонических, понятно), Каин - вообще не сын Адама, а является плодом связи Евы со Змеем (Самаилом) в райском саду. Но, поскольку обоих почти сразу после этого изгнали и они предавались плотским удовольствиям уже вдвоем - то никто ничего не заметил, Каин родился уже в нашем мире. А будучи сыном дьявольской силы, он, конечно, не мог не совершить преступления. По другой версии (частично, опирающейся на канонический текст) Авель принес жертву "со всем тщанием", отобрав первенцев из ягнят своих стад. А Каин проявил небрежность, и просто возложил на алтарь несколько колосков.


Но в именно христианской культуре эти события много более понятны. Предпочтение младших старшим - в Евангелии описывается очень просто: "последние станут первыми". Христос не зря уделял такое внимание притче о "блудном сыне" (тоже, кстати, иудейской по происхождению). Блудный сын - тоже младший. И именно он пользуется принятием у своего отца (в притчах Евангелия, "отец" - символ Бога). На что его старший брат (тоже, вполне себе приличный человек, земледелец ни разу не ослушавшийся отца) - обижается. Правда, там речи об убийстве не идет - но принцип понятен и без этого (и он, кстати, сформулирован и в еврейском каноне, правда в не самой известной его части, у одного из "малых пророков", Осии). "Милости хочу, а не жертвы" - говорит Бог - "и знания Меня более, нежели всесожжений". Для христианской культуры такой подход естественен: не важно, каков твой статус, богатство, старшинство - важно твое искреннее желание исполнять волю Бога и поклоняться Ему. Каин выступает, как предшественник тех самых "книжников и фарисеев", сторонников внешнего соблюдения обрядов, которые и критикуются христианами.

Неудивительно, что этот сюжет был столь популярен именно в европейском христианском искусстве. Кроме работы Тициана (на заставке, 1544), вот только несколько примеров:

Альбрехт Дюрер, 1511
Якопо Тинторетто
Пьетро Новелли

Но самый интересный - "каино-авелевский" цикл у Вильяма Бугро (1825-1905), незаслуженно, как кажется, забытого ныне великого художника - от братьев в младенчестве, вместе с Евой:

1861

До горя родителей над убитым сыном (а второй будет проклят и обречен на скитания, так что - они остались вообще без детей):

Первый траур (1888)

Comentários


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page