Петер Кристус, "Богоматерь сухого дерева"
- Memento mori
- 22 мар. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Один из самых необычных типов изображения Девы Марии с Младенцем в европейской художественной культуре. Тем более интересно, его разобрать.
Кое-что нам подскажет биография художника (о котором известно собственно только то, что он, дожив до тридцати с лишним лет, решил переехать в бельгийский город Брюгге, и стать там художником - и дальше там жил и умер). В 1444 году клерк в ратуше города записал в бланк: "...Питер Кристус... купил гражданство, чтобы стать художником". Рисовать он, видимо, умел хорошо и даже имел потенциальных заказчиков - но, чтобы стать художником этого было мало: нужно было вступить в городской цех художников. А для этого требовалось гражданство свободного города Брюгге (за которым Кристус в ратушу и пришел).
Тема картины непосредственно связана с очень влиятельным религиозным обществом Брюгге: "Братства нашей возлюбленной Госпожи сухого дерева". Нынешним аналогом таких братств служил бы какой-нибудь "Ротари-клаб". В этом обществе, оказывавшем попечение городской благотворительности состояли все "приличные горожане" (включая членов семьи герцогов Бургундских - у них была своя легенда: Общество основал герцог Филипп Добрый после того, как перед решающей битвой - в которой он конечно победил - ему в ветвях сухого дерева явилась Богоматерь).
Была правда проблема - первые упоминания об Обществе Богоматери Сухого Дерева относятся к периоду, когда будущий Филипп Добрый еще не родился... Но кого и когда волновали такие мелочи, когда речь идет о красивой легенде?
Сам образ "сухого дерева" восходит к строчкам из библейской Книги Пророка Изекииля: "... Я - Господь... сухое дерево делаю цветущим", которые относились верующими к истории Иоакима и Анны, старых людей, которые смогли стать родителями девочки Марии (и дедом и бабкой Христа) только по воле Бога: Анна была уже бесплодна. Общество, насколько мы знаем сегодня, отличалось истовой преданностью Святой Деве и самой идее Её непорочного зачатия (которая яро отрицается Восточной Церковью). Картина - очень небольшая, между прочим - скорее всего была заказана одним из членов общества для себя.
Чтобы разместить её в домашнем алтаре. На это указывают "развешенные по сухим ветвям" буквы А - начало Ave Maria. Их пятнадцать - именно столько раз полагалось читать эту молитву каждый день членам общества. Такие, "рисованные четки" получились.
Интересно и то, что ветви дерева образуют вокруг Матери с Младенцем мандорлу - овальный нимб, который изображался не вокруг головы, а вокруг Христа или Богородицы "в полный рост" (самые яркие примеры - иконография христианского праздника Преображения Господня). Причем, это мандорла не из свечения, как обычно - а из сухих ветвей. Художник, как бы "закольцовывает" Священную Историю (частый прием в религиозном искусстве) - Младенец помещается внутри...тернового венца.
Еще один любопытный момент - это "восточный", а не "западный" стиль одеяния Богоматери: синий хитон и красное покрывало (правда, покрывало-мафорий не наброшено на голову Марии: подчеркивается не её замужество за Иосифом, а её девство)
Comments