Почему старикам - почет?
- Memento mori
- 10 апр. 2019 г.
- 3 мин. чтения
А вернее - почему вас раньше убивали, а теперь делают вид, что всегда почитали? В период "пенсионной реформы", актуально, не правда ли...
Есть такие темы, которые в сказках сохранились исключительно в "перевернутом виде". Зато - практически везде.
Речь о сказках типа "почему старых людей больше не убивают". То есть, речь о том, что когда-то так делали, но потом перестали. И сказка должна была объяснить: а почему так. При этом, мифы к этой теме "толерантны" - она в них есть, и никаким образом не подается, как нечто предосудительное (мифы сосредоточены на другом, будет понятно почему).
В качестве примера возьмем русскую или болгарскую - но полностью аналогичные сюжеты есть и в татарском фольклоре, и в саамском, и, например, в японском. Суть их всегда одна и та же: некогда был злой царь/вождь/князь, который распорядился убивать (способы могут быть различны - от "не кормить", знакомого нам по "Поднятой целине", до сбрасывания со скалы). Один человек (иногда знатный, иногда - нет) отказывается выполнять распоряжение и прячет старого отца. Тот дает ему мудрые советы, царь/князь видит, что их исполнение благотворно и отменяет распоряжение. И старым людям с тех пор - почет и уважение.
Первое, что бросается в глаза - повсеместность таких сказочных сюжетов. Откуда следует (если вспомним, откуда берется сказка), что именно такой обычай и существовал ранее, но ко времени возникновения сказки - был уже непонятен.
Какое же значение этот ритуал мог иметь для мифического сознания?
Примитивное "экономическое" обоснование ("раньше жизнь была тяжелая - избавлялись от лишних ртов") отбросим. Элементарная логика подсказывает: заметить, что накопленный стариками опыт полезен для жизни общины должны были намного раньше, чем такой обычай мог установиться. Тогда в чем дело?
На помощь нам придет один важный факт - среди "заложных" (то есть, "несвоевременных" покойников) выделяются два типа: те, кто прожили меньше, чем им отмечено (например, жертвы преступлений или самоубийцы) и те, кто прожили больше.
Поговорка "старик чужой век заедает", обычно относящаяся к тем, кому прочат "карьеру" бродячего вампира или другого плохиша - она именно про этот вариант.
С другой стороны, нам очень хорошо известны ритуалы "отправления гонцов к божествам/духам/предкам" выражающиеся именно в человеческом жертвоприношении (причем, сама жертва, как правило - совсем не против; про такой обряд середины XIX века в Индии - уже было). То есть, "на стыке" этих двух представлений мы видим: старик - что бы там не вещали литературные сказки - не представлялся бесполезным членом общества - наоборот, в качестве "посла" он был идеален (стоял ближе всего к предкам). Заодно - ему и не давали прожить больше, чем положено. Старик не обязательно был убиваем (а изначально - скорее всего такого вообще не было) - даже в поздних случаях, примерно половина была самоубийством, при котором даже выполнялись положенные похоронные обряды (в России таких даже заранее отпевали).
Любопытны аргументы, которыми "сторонники изначальной нравственности народа" стараются убедить всех в невозможности такого обряда. Например, упоминается о том, что в северных быличках, содержится упоминания о том, что когда старик принимал решение о том, что ему "уже пора" - вся семья была против и долго не соглашалась исполнить требование, а потом пребывала в печали и плаче много времени. "Разве возможен такой дикий обычай в условиях, когда к старикам могут так неуважительно отнестись?" - патетически восклицает очередной борец за скрепы. Да - скажем мы - невозможен. А в условиях, когда и многократное повторение вопроса-ответа (то есть, ритуальный момент) видно невооруженным глазом, как и ритуальные плачи, которыми обязательно сопровождались такие обряды... вполне себе. И был.
Когда именно был? "Верхняя" граница уже не следов, а непосредственного исполнения именно умерщвления стариков (хотя уже и не с мифической интерпретацией, а как раз с "экономической") - это середина XIX века в России. В Малороссии упоминание о таком случае (не очень хорошо подтвержденное) - 1877 или 1878 год.
Что до "нижней" - видимо, это обряд, существовавший еще с времен до письменных (и сохранявшийся даже тогда, когда было непонятно, о чем он). Скандинавы даже хранили в церквях ритуальные дубинки, которые использовали они...
Способ, которым это осуществлялось - тоже характерен. Он называется "на саночки/на салазки". Дети вывозили старого человека на мороз в санях (если он не хотел - привязывали его) и оставляли. Совершалось это всегда зимой или поздней осенью (то есть, речь идет об отправлении вестника к специфическим персонажам - зимним духам). Наутро хоронили труп. Сани, вообще, есть предмет, связанный со смертью (в "Поучении" Мономаха "...Аз, худый, сидя на санях"). И даже в начале XX века можно было видеть, как крестьяне хоронили покойников на санях даже летом (!) и на юге (!!).
Заметим, в 1902 году, при выходе 67 тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в котором была статья "Убийства стариков и детей" там был указан немножко иной способ: стариков "сажали на луб" и спускали в овраг. После издания этой статьи, разгорелась активная дискуссия, которую можно видеть в газетах того времени.
Сказка же идет по стандартному пути. Непонятный уже обычай/обряд представляется, как произвол какого-то злого начальника. Ну, и добро, конечно же, побеждает зло - и с точки зрения морали все правильно.
Даже можно рекомендовать к детскому чтению по теме "уважение к старшим".
Comentarios