top of page

Путеводитель по сказкам. Черт (продолжение)

Кто и за что хватает незамужних девушек в бане и что это значит...

Черт может обманывать человека, чтобы заставить его отдать ребенка - но может и банально украсть. Раз про это вспомнили - нельзя не вспомнить об основном похитителе детей - банном черте, или баннике.


Вообще - очень интересная тема "баня сама по себе", но тут подробно мы о ней не будем. )))


Этот персонаж резко отличается от остальных героев, называемых по месту обитания ("домовой", "водяной", "леший"). Банник, в отличие от всех них - существо, как и христианский черт исключительно злокозненное. Польза от него может быть исключительно в гаданиях (обычно - девичьих), или в овладении волшебными предметами. Однако ж, эта помощь почти всегда связана с опасностью для жизни и очень часто - с опасностью для души.

Сам по себе образ банного черта не мог возникнуть до того, как баня стала обычным элементом отдельного дома. Подчеркнем - не способ мытья/оздоровления с помощью пара (он весьма древний; остатки таких "бань" находят в очень ранних слоях), а именно отдельное строение. Это - достаточно поздняя штука, появившаяся уже позже прихода христианства. В итоге, в образе банника слились а) смутные воспоминания о старом языческом способе очищения (и, скорее всего - изменения сознания), однозначно происходившего при непосредственном участии духов - но духов самого процесса, неважно, где именно он осуществлялся и б)уже существующего негативного восприятия любых не принимаемых Церковью иномирных персонажей. В общем - банный хозяин получился однозначным плохишом.


При этом - ну, придется пару слов сказать, что уж делать - сама баня была отличным примером славянского двоеверия. С одной стороны баня была местом однозначно принадлежащим нечистой силе. С другой - каждый приличный человек должен был регулярно её посещать и если он этого не делал, его однозначно же осуждали другие. В бане принципиально не было никаких христианских символов. Обычно, православные толкователи ссылаются на мотивацию благочестия: мол, не гоже святым на голые телеса смотреть. Но дело в том, что бане не было не только икон. Их никогда не украшали резными изображениями даже "голых" крестов, например. Похоже, что дело было не в благочестии - а банальной заботе: жителям бани (вредным, но необходимым) было бы просто неудобно жить в присутствии большого количества чуждой им символики.

Ничего подобного о домовых, например. не говорится - они отлично себя чувствовали в домах, где в красном углу обязательно находились иконы.


При этом, на входе в баню (не по тем ли же соображениям?) обязательно снимали нательный крест, который воспринимался в двоеверии, не как знак крещения и правоверности, а как оберег.


Очень интересно то, что по всей зоне восточного славянства - от Забайкалья до белорусско-украинско-русского Полесья зафиксировано одно представление: банный черт поселяется в ней не сразу. Недостаточно просто мытья - в бане должен был родиться хотя бы один ребенок.

Да, рожали именно в банях - и первые несколько дней после родов мать и дитя (некрещеное!) проводили там же. Причина изначально была проста - топившаяся "по-черному" изба изрядно проигрывала бане в гигиеничности.

Это - прямое следствие очень старого представления о том, что духа (любого, тем более - полезного) нужно приманивать, принося ему в жертву "первинки" - первого ребенка, козленка, теленка... да кого угодно. Следы того же представления (и даже укоризна тем, кто придерживался подобных обрядов) очень хорошо видны в Библии.


Из связи банника с детьми логично вытекла его основная особенность: он любит подменять человеческих детей на своих (если живет там семьей). Представление о том, что аж до семи лет (и уж тем более, сразу после родов) ребенка нельзя оставлять одного в бане - тоже общерусское.


Впрочем, опасен он был не только для детей. В отношениях со взрослыми он мог применять всю гамму средств устрашения и наказания (от нечеловеческих пугающих воплей до прямого убийства). Особенным садизмом отличалась "жена" банного черта. О её обычном образе действий дает представление её кличка - "бабка-обдериха":


...вот, одна старушка пошла мыться ночью уже - и пропала. А утром приходят, она мертвая лежит, а кожа содрана и на каменке (печи) развешена... (олонецкая быличка)


Тут важно то, что старушка прямо нарушила запрет: в бане не полагалось мыться после захода солнца (а также - на "четвертый" или "третий пар"). Это время предназначалось для того, чтобы попариться мог банник (который это дело, видимо, любил). В любом случае, входя баню "хозяина" следовало приветствовать.

Зафиксированное в Полесье ритуальное действие: перед тем, как в баню входила роженица, сначала заходила бабка-повитуха, кидая во все углы камни с приговором "чертям в лоб". Но при этом она категорически не должна была креститься.

Как и покойным родственникам (тоже любившим баньку) в Чистый четверг, следовало отставлять в бане и чистой воды, и запасной веник - в качестве платы "хозяевам" за возможность помыться самим. Нарушение запрета на вход, когда моется банный с семьей или невежливость - каралось.

Из полезных свойств банника выделяется возможность разжиться у него полезным скарбом. На Пасху во время заутрени банный по представлениям спал на полке бани, положив рядом свою красную шапку (ага, привет, Красная Шапочка - красная шапка это вообще общий "чертовский" символ, правда, больше у западных славян, чем у восточных), причем шапка эта была "невидимкой". Теоретически её можно было осторожно украсть и сбежать. Если вор успевал добежать до церкви, пока владелец не проснулся - то считался выигравшим и шапка оставалась ему; если нет - банник догонял его и убивал.


Еще банный черт мог подкинуть "неразменный червонец". Правда, не "за просто так". На обмен требовалось принести опять же ребенка (которого заменяли на туго спеленутую черную кошку) и крикнуть - "вот тебе ребенок - дай мне червончик".


Банный черт был незаменим и в гаданиях (а баня считалась для них самым удобным местом). Их вариантов бытовало много - большая часть либо сохранила в себе намеки на прежние плодородные культы, либо прямо им наследует. Так, повсюду было принято незамужним девушкам заходить в баню, поворачиваться к полку или печке (банный жил либо там, либо там - версии различаются) эээ...спиной наклоняться, задирать подол и просить рассказать о будущем женихе. Если прикосновение к...эээ... той части тела, где спина теряет свое благородное имя было мягким - то у мужа должен был быть мягкий характер. Волосатая рука обещала богатого мужа, голая и холодная - бедного. И так далее...

Стоило, правда, быстрее убегать - а то хватанием за пятую точку дело могло не ограничиться...

А еще... ну, там еще долго можно, но пока прервемся. Черти - тема большая; времени на всех хватит.

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page