top of page

Река смерти

Обновлено: 8 мая 2019 г.


Начать надо с того, что Стикс - это не река.

Это представительница первобытной хтони, дракониха, которая, помимо всего прочего известна вот чем:


Именно она является матерью Ники, богини победы, образ которой известен несколько более. Вместе с дочкой они поспешили на помощь Зевсу, когда против его власти восстали титаны. Понятно, что победил тот, на чьей стороне была Победа. За помощь Зевс оригинально вознаградил Стикс. Все-таки, драконам на Олимпе не место... да и вокруг него тоже. Так что он отправил её (но не дочь) на "самый дальний запад", где поселил под водопадом. И установил, что отныне воды этого водопада будут священными и если уж боги будут приносить клятвы - то клясться будут именно "водами Стикс".


Струи водопада при дальнейшем пересказе превратились в "серебряные колонны дворца Стикс". Ну, а поскольку "самый дальний запад" - это традиционной местонахождение греческого мира мертвых, то и Стикс оказалась хозяйкой одной из рек Аида.

Иногда словом "стикс" называли ночную сову. Которая, как известно, была спутницей Афины. Что как бы намекает нам на достаточно тесную связь богини мудрости и хозяйки волшебной воды для клятв.

Сама река в Новое время больше всего оказалась прославлена Данте Алигьери, который в своей поэме, переправляется через неё вместе со своим проводником Вергилием. Надо отдать ему должное сюжет он взял в его классической форме: переправа через Стикс была частью обряда перехода человека в мир мертвых. По архаичной традиции считалось, что лодочник возьмет плату за провоз - и покойникам в Греции клали под язык мелкую монетку.

Перевозчиком, кстати, был знаменитый Харон. Зачем ему нужны были деньги и что он с ними делал - неизвестно. В Древнем Египте его называли Акен и считали богом. Функция у него была та же.

И в античности, и в Средневековье, и в Новое время Харона изображали примерно одинаково - мрачным стариком, в рваном плаще и со злыми глазами. Образ переправы в царство смерти был заимствован средневековым искусством без особых изменений, но с новым наполнением: переправа стала переправой уже в Ад (у греков праведники тоже не отправлялись в Аид, а попадали на некие Острова Блаженных, такой античный рай - впрочем, про них мы почти ничего не знаем). На картине ниже - переправа через Стикс Иоахима Патинира (известного тем, что ему было интересней рисовать пейзажи, чем людей - поэтому люди у него редкие и маленькие, а пейзажи занимают большую часть полотна).

Слева, понятно, наш мир - и ангелы в нем, людей нет. Справа - "врата ада" у которых скорчился странный страж - то ли Цербер, то ли гигантская крыса...

Возрожденческая (и более поздняя) традиция изображения переправы через Стикс, как мы уже догадались, включает в себя изображение Харона и его подопечных в виде античных греков (исключение - если изображают Данте с проводником, они одеты, как европейцы соответствующего времени). Иногда Харон изображается с веслом, которым он бьёт тех, кто плывет рядом. Они могли быть двух типов: либо это те, кому нечем заплатить за место в лодке и они плывут рядом, держась за борта - либо те, кто ухитрился утонуть уже в Стиксе, и с ними непонятно, что делать: вроде минус на минус дает плюс... В общем, в Аид их Харон везти отказывается.

Чтобы отделить мертвецов от живых (такое бывало, но редко - а изображалось часто) - их обычно просто изображают более бледными, без следов ран и болезней. Среди сидящих в лодке обычно присутствуют аллегории всех возможных реакций на собственную смерть. Обязательно есть кто-нибудь, кто безутешно грустит и тот, кто думает только о своей прошлой жизни, как будто не верит, что умер.

А.Д.Литовченко "Харон перевозит души через Стикс" (1861)
Тот же сюжет, но у Эжена Делакруа (1822). Данте и Вергилий уже в лодке

Comments


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page