Сизиф - обманувший смерть
- Memento mori
- 23 февр. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 9 мая 2019 г.
Когда греческие мифы стали пересказывать детям в сокращенном виде - их главные и второстепенные герои стали, соответственно, персонажами детской литературы. Со всем соответствующим упрощением: миф-то это не сказка, их взрослые суровые люди пересказывали друг другу, детям это не очень подходит...
Впрочем, детям и оригинальную версию "Красной Шапочки" лучше не читать.
В принципе, ничего плохого в том, что мы образовываем детей - конечно же, нет. Но главное иногда (вернее, почти всегда) теряются. А смысл историй становится непонятным в "адаптированном пересказе"...
С другой стороны, узнаваемость основных персонажей античной мифологии нынче высока. Если уж не самих персонажей, то уж каких-то элементов их историй - точно. Некоторые даже забылись сами - но что-то про них вошло в повседневную речь и закрепилось в ней.
Вот, например, Сизиф. Наверняка, выражение "сизифов труд" знакомо всем. Более того, и сам элемент мифа, где про этот труд рассказывается, обычно вспоминают без труда: Сизиф приговорен вечно закатывать на гору тяжелый камень, который всегда вырывается из рук за мгновение до вершины - и все приходится начинать сначала.
Но вот спроси, а за что, собственно так наказали бедного? - как правило, ничего вспомнить собеседник не может. В лучшем случае - про то, что Сизиф был знаменитым обманщиком и даже обманул саму смерть.
Не спорим, обмануть Смерть - деяние выдающееся. А олимпийские боги, как мы помним, были теми еще сволочами, и вполне могли за это наказать.
Но, как только мы начинаем вдаваться в подробности - у нас появляются вопросы. За смерть отвечал бог Танатос - и мы, только занявшись изучением его биографии, узнаем, что это единственный бог, которого ненавидели все остальные олимпийцы. Они, конечно, бывало ссорились между собой - но, чтобы так...
Характер у Танатоса был действительно, не сахар. В частности, он отказывался принимать любые жертвы от людей (в отличие от Аида, который отвечал не за смерть, а за посмертное существование души в мире имени самого себя). Тем самым, конечно же, подавая нехороший пример и подводя людишек к мысли, что если ему не надо, так может и все остальные перебьются?
Получается, что обману Танатоса олимпийские боги должны были порадоваться (как они неоднократно поступали по отношению к тем, кого не любили) - а никак не обрекать на вечные муки.
Тогда что же случилось?
Начать с того, что Сизиф, вообще-то не был просто человеком, а царем города Коринфа - крупнейшего города Греции. Известного, например, своими шлемами, которые носили воины всех городов-государств региона. И в фильмах про ту эпоху, как правило, показывают их.
Но самое главное, что необходимо крупному городу с развитым промышленным производством (а в Коринфе не только шлемы делали) - это постоянный источник свежей воды. В принципе, речка поблизости была - и какое-то время хватало того, что можно было из неё принести. Но "поблизости" - это все-таки не то. Вот, если бы внутри... - думал царь Сизиф...
Не было счастья, да несчастье помогло. Тема преследования богами привлекательных людей для собственных утех нам уже встречалась не раз. Но вот интрижек самого Зевса мы пока не касались. Из-за чего могло возникнуть неправильное представление о том, что он этим брезговал.
Не-а, не брезговал. Наоборот - среди олимпийских сластолюбцев уверенно держал первое место.
У реки, про которую говорили был свой собственный бог Асоп. Это была приличная, уважающая себя река, которая так и называлась Асоп. У Асопа была дочь Эгина. Её изображений того времени до нас не дошло, но она видимо, была красавицей. Хотя не факт, что Зевса это сильно волновало, когда на него находил любовный пыл.
Ну, дальше, понятно - Зевс похищает Эгину (объясняя жене и остальным, что просто решил поучить девушку рукоделию).
Правда, обучение проходило таким образом, что Эгина родила от Зевса сына... но тут, сами понимаете... молодая, привлекательная ученица, мудрый учитель... бывает. А должно все было быть абсолютно пристойно, да. Важно, что случайно акт похищения видит Сизиф.
Расстроенный отец бросается на поиски - и Сизиф предлагает ему обмен: я тебе скажу, у кого дочка - а ты мне воду прямо внутрь города подашь. Некрасивый поступок, не спорю. Но хозяйственный. Сизиф тоже, видать был эффективный менеджер.
Асопу некуда деваться - он соглашается. Сизиф честно выполняет свою часть договора. Асоп отправляется к Зевсу требовать объяснений. Вроде и бог-то небольшой, речной - а все-ж таки бог. Сын Океана, между прочим, хозяина всех водоемов мира. Зевс, конечно, одерживает вверх (кто забыл, у него была супер-вундервафля, называлась "перун" - метала в противника громы и молнии). Но дочку пришлось вернуть (хотя и уже беременную). Все, впрочем, закончилось хорошо - родился сын, Эак, который стал самым хорошим человеком среди всех греков всех времен.
Но мы отклонились от темы.
Поняв, кто его "заложил" - Зевс какое-то время ждет, потом вызывает Танатоса и объявляет, что пора Сизифа пришла. Согласно традиции, Танатос за особами царского звания и великими героями приходил самолично. И те, как правило, спокойно и не спеша следовали за ним. Если требовалось какое-то время на улаживание дел, вроде завещания - Танатос обычно шел навстречу.
Сизиф, понимает, что его время на самом-то деле еще не скоро, просто Зевс подличает. Напаивает Танатоса допьяна - и заточает его в темницу (или приковывает к скале - версии различаются). Поскольку Танатоса никто из богов не любит - они этого даже не замечают. Пропажа бога смерти становится заметна только несколько лет спустя, когда люди прекращают рождаться.
Да-да, именно рождаться. Смерть-то из мира пропала - значит и смены поколений быть теперь не может. А значит, и рождаться никто не будет. Не будут рождаться новые славные герои - кто же будет баловать богов жертвами из дичи, убитой на охоте? На это Зевс сотоварищи пойти не могут.
Хоть Танатос и неприятный персонаж - а тоже нужен богам. За Танатосом посылают Ареса. Тот прибывает в Коринф, и застает Сизифа живым и здоровым. Находит Танатоса и освобождает его. На этот раз, все, никаких отсрочек. Сизиф отправляется в Аид. Единственное - ему разрешают попрощаться с женой. Которой он (уже все продумав) дает странное, на первый взгляд, указание: никаких жертв Аиду и прочим богам преисподней после его похорон не возносить и никаких обрядов не совершать.
И вот Сизиф - в Аиде. То есть, тут-то он тут. Но по бумагам не проходит - похорон-то правильных не было. И жертв за него никто не приносит. Непорядок. Аид вызывает Сизифа и строго спрашивает: мол, что такое? А тот валит все на жену - дура, забыла. Аид - уникальный случай - сам отправляет Сизифа обратно - проучить нерадивую супругу, организовать все самому и правильно. Тот радостно обещает скоро вернуться - и что? Правильно, не возвращается.
Аид большой, теней в нем много, бюрократия налажена плохо. В итоге, проходит еще несколько лет, пока Сизифа хватятся. И тут уже накажут по всей строгости.
Но не за одно преступление - пленение Танатоса - а, так сказать, по совокупности прегрешений. А дальше - картинка привычная, как все было в детском адаптированном варианте - камень, гора, вечный бессмысленный труд...
Их, осужденных на вечное мучение, кстати, было трое - Сизиф, Тантал и Иксион. Историю Тантала еще хоть как-то помнят (хотя тоже в урезанном варианте). Иксион же не стал героем никаких крылатых выражений и идиом, так что, благополучно забыт. И того, и другого - вспомним в свое время...
Comments