top of page

Старый образ на новый лад. Джулия Белл, "Пифон".


В современном искусстве тема образа смерти, естественно не угасла. Наоборот - перемены в сознании людей (и изобретение фотоаппарата и кино) преобразили культуру и наполнили вечные образы новым содержанием. Конечно, наиболее часто к нашей теме обращаются те, кто работает в жанре "живописи фэнтези", что не удивительно: она чуть менее, чем полностью "замешана" на мифах. А в тех образ смерти и её подручных является одним из основных.

Самый известный мастер в этой области, конечно, Борис Вальехо. Но он больше уделяет внимания сюжетам, связанным с придуманными образами. Но много других авторов работает в том же направлении - но, создавая работы по тем темам, которых искусство касалось и ранее - но смотря на них "под другим углом". Один из таких авторов - Джулия Белл (ученица и жена Вальехо).

Её работа "Пифон" (на заставке) посвящена мифу из цикла об Аполлоне. Пифон - это гигантский змей (сын одной из богинь, либо Геи, либо Геры). Он в семь колец обвился вокруг города Дельфы и его жителям приходилось, в буквальном смысле слова, туго. Аполлон решил их спасти - и убил змея (выпустив в него тысячу стрел). В память об этом он основал в Дельфах свой храм, где и находились постоянно прорицательницы-пифии (их назвали именно по имени Пифона). Было и или нет это сражение со змеем - но дельфийский оракул в античной Греции действительно существовал и был одним из самых популярных мест паломничества (где-то с VIII века до н.э. и вплоть до полного разорения античных храмов христианскими императорами).

По преданию, самой первой жрицей оракула, первой пифией была дочь самого Аполлона, Фемоноя. Именно она, по легенде, и произнесла первой знаменитое "Познай самого себя" (а вы полагали, что Фалес или Солон, да?)

И конечно, тема познания для греков непосредственно связывалась с отношением к смерти и бренности. Потому и скелет. (древнеримская настенная мозаика - копия греческой из дельфийского храма Аполлона)

Образ Пифона у мастеров прежних эпох был несколько вторичен: больше внимания уделялось подвигу Аполлона, его силе и красоте, его атрибутам. Белл же вообще убирает Аполлона из персонажей: на картине сам Пифон (еще живой) и Фемоноя. Стоящая на позициях феминизма художница, как бы подчеркивает собственную интерпретацию мифа: дар прорицания Фемоноя получает непосредственно от Пифона, хозяина Дельф. Змей (знающий будущее) понимает, конечно, что скоро будет убит - но согласен с этим жребием: его дело продолжится на благо людям и новым олимпийским богам (сам Пифон - божество хтоническое, земное, дитя Геи).

Для сравнения - один из традиционных образов Пифона - уже убитого Аполлоном. Все внимание - на бога, сам Пифон много менее красочно и подробно изображен. Питер Пауль Рубенс (1636-38)

Kommentare


Сайт о смерти - для жизни

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook B&W
bottom of page